papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

У юнь (санскр. панча-скандха), досл, «пять куч», «пять скоплений» (др. назв.: у инь, у чжун).

Отрицая существование единой, субстанциальной индивид, души, буддизм рассматривает личность как структурно упорядоченную комбинацию дхарм (см. Фа [1], разд. 2), распределяющихся по пяти осн. группам (скандха, юнь [2]). Совокупность пяти скандх создает, по буд. представлениям, эмпирич. личность. В учении хинаяны, трактующем

«человеч. „я"» (найратмья, жэнь во) как иллюзорное временное соединение скандх, этот постулат воплотился в тезисе о «человеч. „не-я"» (пудгала найратмья, жэнь у во; см. У во). Доктрина махаяны отрицала бытийную реальность не только «человеческого „я"», но и самих у юнь, что выразилось в концепции «дхарменного „не-я"» (дхарма-найратмья, фа у во).

Первая скандха состоит из «четырех великих первостихий» (махабхута, сы да): земли, воды, огня и ветра, формирующих человека и материальный мир. Вторая (ведана, шоу [3] — «ощущение») — обусловливает способность ощущать приятное, неприятное и нейтральное. Третья (самджня, сян [5] — «[способность к созданию] образов») — определяет возможность различения и продуцирования чувств и представлений. Четвертая (самскара, син [3] — «действование») — реализует потенции направленной на образование и изменение психич. и материальных явлений кармич. (см. Е [1]) деятельности, субъект к-рой характеризуется постоянной изменчивостью. Пятая (виджняна, ши [4] — «сознание») — функция психики, сводящая воедино способность к формированию представлений и «действование», дающая мысленную оценку, собирающая и сохраняющая опыт (см. Ба ши).

Фа 2. Дхарма

Имеет два осн. значения: Закон, учение Будды, истинное учение и элементарная единица психич. жизни и опыта субъекта, проецируемых во внеш. мир. Дхарма рассматривается также как неотличимый от качества его носитель. Вместе с тем она не является субстанцией или монадой, поскольку дхармы постоянно возникают, исчезают и подчинены закону причинной обусловленности (юань ци).

Философия виджнянавады (см. Вэйши-цзун) рассматривает дхармы в качестве единиц описания порождающих функций единого субстратного «сознания-сокровищницы» (алайя-виджняна, алайе ши; см. Ба ши).

Фан Дун-мэй, Фан Сюнь, Thome Fang, псевд. Дун-инь. 20.03.1899, Гунчэн пров. Аньхой, — 13.07.1976, Тайвань.

В 30-х гг. в центре внимания Фан Дун-мэя были проблемы связи «жизненного чувства» (шэнмин циндяо) и эстетич. восприятия в культурах различных народов. Характеризуя основные типы культур, Фан Дун-мэй трактовал греч. культуру как «принимающую принцип» (ци ли), «основывающуюся на принципе и доказывающую истину», европ. — как культуру «возвышения могущества» (шан нэн), «погоняющую чувствами и впадающую в химеры», кит. — как культуру «утонченного непостижимого принципа» (мяо ли), к-рая, «сдерживая иллюзии, обращается к истине».

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments