papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Тяньтай-цзун — одна из первых буд. школ (см. Буддизм), оформившихся в Китае.

В «Лотосовой сутре» Будда говорит, что только глупцы отождествляют его с Сиддхартхой Гаутамой, обретшим пробуждение под Древом Бодхи: Будда пробужден извечно, он никогда не рождается и никогда не умирает. Основатели тяньтай-цзун сделали из этих высказываний вывод, что Будда есть истинная сущность, подлинная реальность как всей Вселенной в целом, так и каждого существа в отдельности, — все наделено изначально просветленной природой Будды (фо сын). Этот тезис школы тяньтай отличает ее от всех других школ кит. (и не только китайского) буддизма. Тяньтай-цзун утверждает, что природой Будды наделены не только живые существа (сантана, «психические континуумы»), но и вещи, «неживая природа» (асантана, «не-континуумы»), другие же школы считают только живые существа обладателями природы Будды, тогда как «неживая природа» выступает лишь их коррелятом. Следует отметить, что этот своеобразный тяньтайский пантеизм оказал огромное влияние на искусство Дальнего Востока, особенно на поэзию и живопись Китая и Японии, пронизанных переживанием образов природы как многообразных явлений единого Абсолюта.

Еще один аспект учения школы тяньтай — ее теория трех истин (саньди; см. Сань ди юань жун). По форме она восходит к теории двух истин (эр ди) Нагарджуны, однако по сути радикально отличается от последней, хотя определенная преемственность идей, конечно, сохраняется.

Первая истина гласит, что, поскольку любое явление причинно обусловлено, оно лишено самобытия и фактически бессущностно, будучи своего рода проявлением той совокупности причин и условий, к-рые ее породили. Эта «истина пустоты» (кун ди) в целом соответствует учению Нагарджуны.

Вторая истина называется «истиной о ложном», или «условной истиной» (цзя ди). Она сводится к тому, что все явления лишены истинной сущности, неизменной и постоянной основы и поэтому подобны иллюзорным образам или порождениям фантазии (хуань, хуа).

Третья истина называется «истиной срединного пути» (чжун дао ди), т.е. пути между двумя крайними точками зрения. Она заключается в том, что в действительности все явления наделены одной и той же «дхармовой природой» (фа син), не рождаются и не гибнут, будучи вечными проявлениями вечного будды. По существу, истиной в строгом смысле слова школа тяньтай считает только третью истину, тогда как первые две представляют собой лишь следствие неполного или неадекватного познания реальности.

Психопрактика школы тяньтай прежде всего раскрывается в трактате «Мо хэ чжи гуань» («Маха шаматха випашьяна») — «Великий трактат о прекращении волнения сознания и аналитическом созерцании»

аналитическое созерцание...

У [3] — «вещь», «объект», «предмет». Одна из центр, категорий кит. философии, сочетающая два основных значения: 1) вещь, существо, тварь, включая человека (жэнь у — букв, «человеч. вещь»); 2) предмет, объект, «не-я» как противоположность мыслящему субъекту (у во — букв, «вещь и „я"»).

В «Гунсунь Лун-цзы» (IV—III вв. до н.э.) у [3] и чжи [9] («палец, показатель») составляют универсальную оппозицию «означаемое — означающее».

В отличие от зап. понятия «вещь», к-рое может быть применено к человеку только в уничижительном смысле, кит. у [3] включает и человека: «Указывая на число вещей, говорят: их тьма (десять тысяч). Человек является единицей в этом числе» («Чжуан-цзы»).

Сочетание у ли («принципы вещей») стало синонимом науч. познания всего «между небом и землей», а в новейшее время сузилось до «физики». Янь Фу (XIX—XX вв.) использовал у [3] для перевода дарвиновских терминов «вид» (у чжун) и «борьба за существование» (у цзин). В совр. яз. у [3] — формант терминов «материя» (учжи) и «материализм» (вэйучжуи)

У вэй — «недеяние», «отсутствие [целенаправленной] деятельности».

...

Термин кит. философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифа у [1] («отсутствие/небытие»; см. Ю—у), выполняющего роль оптативного отрицания, и вэй [1] («деяние, свершение, осуществление»), означающего целенаправленный процесс деятельности по достижению конкретного состояния. Согласно прямой дефиниции «Мо-цзы» (гл. 40, опр. 75), «вэй [1] — это стремление к желаемому (юй [1]) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)».

на основе исчерпывающего знания...

...

У вэй предполагает, однако, специфич. (органич. и спонтанную) активность в виде «осуществления недеяния» (вэй у вэй), «занятия делом недеяния» (чу у вэй чжи ши), чему присуща универсальная результативность, ибо такова сущность «постоянно бездействующего (у вэй), но все осуществляющего дао» и таково воплощение дэ [1] («Дао дэ цзин», § 2, 3, 10, 37, 51, 63; уточняющие определения даны также в гл. 36 «Гуань-цзы» и гл. 20 «Хань Фэй-цзы»).

Благодаря даос, распространению принципа у вэй на природу в целом впервые проникшее в Китай христианство в несторианской версии было оценено как «проповедующее недеяние» (указ императора Тай-цзуна 638 г. на Сианьской стеле).

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments