papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Ти-юн — «телесная сущность и деятельное проявление». Пара важнейших категорий традиц. кит. философии, в узком смысле представляющая два осн. ряда оппозиций: 1) статический — «сущность и явление», «ноумен и феномен», «субстрат и атрибут», «эссенция и акциденция»; 2) динамический — «субстанция и функция», «вещество и использование», «состав и применение», «потенция и акция», «тело и действие», «предмет и употребление», «стимул и эффект»; а в широком смысле охватывающая и такие противопоставления, как «единое и многое», «необходимое и случайное», «главное и второстепенное», «причина и следствие» и др.

Доказывая в трактате «Шэнь ме лунь» («Суждения об уничтожимости духа») преходящий и зависимый характер духа (шэнь [1]), обусловливаемый телесной формой (син [2]) как материальной сущностью (чжи [4]), Фань Чжэнь (V—VI вв.) установил, что «дух является деятельным проявлением телесной формы». Этот подход был обобщен Цуй Цзином (VII—IX вв.), который, во-первых, определил ти [1] как «телесно оформленную материальную сущность» (син чжи), а юн [2] — как ее «чудесно-утонченное деятельное проявление» (мяо юн); во-вторых, соотнес эту понятийную пару с восходящей к комментирующей части «Чжоу и» оппозицией «подформенные» (син эр ся) «орудийные предметы» (ци [2]) — «надформенное» (син эр шан) дао. Конкретизируя эту категориальную связь, он утверждал, что «для животных форма и плоть являются телесной сущностью (ти [1]) и орудийным предметом, а одухотворенность и сознательность — деятельным проявлением (юн [2]) дао».

Один из крупнейших кит. философов XX в. Сюн Ши-ли провозгласил соотношение ти [1] и юн [2] «основным вопросом философии», подчеркнув при этом, что они «допускают разделение, но реально недвойственны».

С их помощью гл. патриарх чань-буддизма (см. Чань школа) Хуй-нэн (VII—VIII вв.) в своей «Алтарной сутре» («Тань цзин») обосновывал «единосущность» (и ти) медитации (самадхи) и мудрости (праджня): «Медитация — это телесная сущность мудрости, мудрость — это деятельное проявление медитации».

Тянь [1] — «Небо».

В протофилос. текстах нач. Чжоу (1-я пол. I тыс. до н.э.) тянь [1] выступает как Небо, дающее начало «вещам» (у [3]) и «принципам» (ли [1]), направляющее ход истории посредством добродетельных государей, за чьими действиями оно наблюдает глазами народа.

Единый пространственно-временной смысл термина «небо» отражен в высказывании Ян Сюна: «Объединение неба называется пространством (юй [2]), разделение пространства называется временем (чжоу [1])» («Тай сюань цзин», цз. 7, ч. 5 «Сюань ли»). Использованные Ян Сюном обозначения пространства (юй [2]) и времени (чжоу [1]) вместе образуют кит. эквивалент термина «вселенная» — юй чжоу. Соответствующие их определения содержатся, напр., в «Чжуан-цзы» (гл. 23) и «Хуайнань-цзы» (цз. 11): «Имеющее реальность, но не имеющее местоположения — это пространство (юй [2]); имеющее длительность, но не имеющее ни начала, ни конца (досл, „ни корня, ни верхушки"), — это время (чжоу [1])»; «Уходящее и древнее, наступающее и нынешнее называются временем (чжоу [1]). Четыре стороны и верх и низ называются пространством (юй [2])». Синоним юй чжоу — тянь ди, к-рый адекватно передается словом «космос», букв, переводится как «небо-земля».

...

Временной смысл обнаруживается также в производных от тянь [1] понятиях «небесное предопределение» («судьба») — тянь мин и «Поднебесная» — Тянься, т.е. занимающий определенную территорию («земля») и живущий во времени («небо») социальный организм («человек»). Временная характеристика является существенным признаком структурно троичного (сань цай) и медиативного (сань [3]) понятия «Поднебесная» именно потому, что оно распространяется на живущих во времени людей, а не на безличные географич. пространства, для к-рых и миг и вечность безразличны.

Фундаментален также факт обозначения иероглифом тянь [1] природы отдельного человека (напр., «Чжуан-цзы», гл. 19, 23). С этимологич. т.зр. это легко объяснимо: тянь[1] производен от иероглифа жэнь [1] («человек»).

Т.о., глобальные антиномии зап. культуры: «человек—бог», «человек—природа», «бог (трансцендентное) — природа (имманентное)», «пространство—время» (поэтич. иллюстрацией последней из них может служить строка Н. Гумилева: «Есть Бог, есть мир, они живут вовек», а пример попытки преодолеть все эти оппозиции, конечно на европ. лад, являет собой ода Г. Р. Державина «Бог») в Китае снимаются в синтезирующем их понятии тянь [1].

Европ. теологич. проблематика, основанная на различении духовного (идеального) и телесного (материального), с одной стороны, божественного (свободного) и природного (необходимого) — с другой (что в перекрест дает четыре парных сочетания), практически непереводима на вэньянь (см. Вэнь), письменный язык традиц. кит. культуры, использующий иероглиф тянь [1] во всех указанных смыслах.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments