papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Сяншучжи-сюэ — «учение о символах и числах»; зап. обозначения — нумерология, симвоаритмология, системология.

В указ. месте «Цзо чжуани» была также определена онтологизированная иерархия «символов» и «чисел»: «Рождаются вещи, а затем возникают символы; вслед за символами возникает размножение; вслед за размножением возникают числа». Это положение получило методологич. формулировку в «Чжоу и», где при теоретич. движении в обратном направлении «за доведением до предела чисел следует установление символов Поднебесной» («Си цы чжуань», I, 10), и нашло отражение в исходном математич. каноне «Чжоу би» («Чжоуский гномон»): «Законы чисел исходят из круглого и квадратного». Однако позднее Шао Юн выдвинул противоположный тезис о первичности чисел: «Числа рождают символы».

Тай цзи — «Великий предел». Категория кит. философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории у цзи — «отсутствие предела», «беспредельное» или «предел отсутствия/небытия».

Хотя прототипы подобного S-образного символа (см. рис. 11) ныне обнаруживаются в древнейших произведениях кит. материальной культуры, восходящих к неолиту (напр., в орнаментах на сосудах ху крашеной керамики культуры яншао, IV—II тыс. до н.э.) и имеющих аналоги в культурах майя и инков, его последний (третий) вид был либо выработан, либо рассекречен и распространен в эпоху Сун (X—XIII вв.), видимо, не без влияния буд. мандал. Зап. интерпретаторы (М. Гране, за к-рым следовал, в частности, С. М. Эйзенштейн) усмотрели в нем фундаментальную для всей мировой культуры схему логарифмич. спирали (см. рис. 12). Н. Бор признал в нем наилучшую иллюстрацию для своего физич. принципа дополнительности.

Тан Цзюнь-и. 1909, Ибинь пров. Сычуань, — 1978, Сянган (Гонконг)

Сравнивая культуры Китая и Запада, Тан Цзюнь-и пришел к выводу, что «фундамент, духом» первой являются мораль и искусство, второй — религия и наука. Зап. культура нацелена на мир природы и способы существования в ней человека, что приводит к забвению эмоционально-субъективного компонента человеч. бытия. Поскольку стержнем кит. культуры является интерес к человеку как единичному субъекту, на совр. этапе миссия кит. философии заключается в освобождении человека от «овещения» (ухуа), в реализации его индивид, ценности, в содействии его становлению в качестве независимого «морального субъекта». Тан Цзюнь-и пришел к выводу о неприемлемости для Китая как зап. капитализма, так и социализма. Первому присущи пороки индивидуализма, национализма (идея «гос-ва одного народа», ведущая к империализму), демократизма, несовместимого с традиц. кит. идеалом «выдвижения талантов» («Конфуций опускает один бюллетень, глупый мужик и глупая баба — тоже»); при социализме же неизбежны апология коллективизма и насильств. уничтожение традиции с повсеместным насаждением марксизма. Третий путь, по Тан Цзюнь-и, заключен в «этич. гуманизме» кит. культуры, способной установить систему «наставнических и дружественных» отношений между членами об-ва. Своей задачей Тан Цзюнь-и считал работу во имя возрождения индивид, морального и историч. сознания кит. нации, с тем чтобы сделать соотечественников «вновь китайцами».

В кит. традиции человек выступает не как «тварь» («творение»), противопоставляемая Творцу, но как моральный субъект, способный духовно трансформировать Небо и Землю. По мнению Тан Цзюнь-и, стабилизирующее воздействие на зап. культуру могут оказать присущие кит. культуре «дух восприятия существующего как истинного» (способный приостановить гонку бессмысленного преобразования мира), мудрость «полноты и духовности» в отображении целостной и не во всем вербализуемой картины бытия, «дух избегающей крайностей середины». Для Запада может быть полезен и опыт непрерывного развития кит. культуры в течение нескольких тысячелетий, а для будущего мира без границ — идея Поднебесной (Тянься) как единого социума.

Тань Сы-тун, Тань Фу-шэн, Тань Чжуан-фэй, Тань Лю-ян, псевдоним Хуа-сян-чжун-шэн (Существо пред Образом Будды Амитабхи на Лотосовом троне). 10.03.1865, Пекин, — 28.09.1898, Пекин.

Тань Сы-тун отверг предложение скрыться и эмигрировать, подобно Кан Ю-вэю и Лян Ци-чао, и принял сознательное решение пожертвовать собой, заявив: «В любом гос-ве реформы не могут увенчаться успехом без кровопролития, а в нынешнем Китае еще не слыхали, чтобы кто-нибудь пролил кровь за реформы, потому это гос-во и не процветает, так что во имя такового прошу начать счет с Сы-туна». 25 сент. его арестовали, а через три дня без суда и следствия обезглавили на пекинской площади вместе с Ян Жуем, Линь Сюем, Лю Гуан-ди, цензором Ян Шэнь-сю и братом Кан Ю-вэя Кан Ю-пу. Свои предсмертные чувства Тань Сы-тун выразил в стихах, написанных на стене тюремной камеры.

Взаимосвязь электричества (букв, «молния») и «силы сердца», т.е. психики, состоит в том, что «мозг является имеющим материальную форму электричеством, а электричество — не имеющим материальной формы мозгом». Универсальность такого физико-психич. «проникновения» основана на «единотелесности» (и шэнь) Вселенной, связанной и заполненной «одной вещью» (и у; см. У [3]), к-рая, не воспринимаясь чувствами, с одной стороны, предельно велика, а с другой — предельно тонка и мала.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments