papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Сюй — «пустота», также «пустое», «нереальное», «ложное». Категория кит. философии, выражающая понятие абс. вместимости в онтологии, и гносеопсихологич. смысле. Составляет стандартную оппозицию с понятием ши[2] — «наполненность, полнота», также «реальность, основательность».

Познание осуществляется благодаря тому, что «сердце» достигает «пустотного единства и [т.о.] покоя» (сюй и эр цзин) (гл. 22). «Пустотность» здесь подразумевает также отсутствие разделения сознания, психики и объекта, а «покой» — выход за границы обычного способа мышления с его беспорядочными ассоциациями, хаотичной сменой мыслительных конструкций и субъективными умозаключениями. Достижение «пустотного единства и покоя» означает приведение разума в состояние «великой чистоты и просветленности» (да цин мин). Сюй обеспечивает усвоение новых знаний т.о., что ему не препятствуют уже имеющиеся знания (там же).

Понятию «Великая пустота» Чжан Цзай однозначно придал высший онтологич. статус как «отсутствию [даже] отсутствия/небытия» (у у; «Чжэн мэн», гл. «Тай хэ»), «исконной телесности пневмы» (ци чжи бэнъ ти), «[высшей] реальности Неба» (тянь чжи ши).

В построениях кит. мыслителей-буддистов применялись термины сюй кун (или кун сюй; см. Кун [1]) — «абс. пустота», основание спонтанного постижения собственно «природы будды» (см. Хуй-нэн), а также сюй лин — «чистый ум», выражающий идею отсутствия индивид, «я», или индивид, души.

Сюн Ши-ли, Сюн Шэн-хэн, Сюн Цзы-чжэн. 04.01.1885, Хуанпу пров. Хубэй, — 23.05.1968, Шанхай

В основе мира лежит бытие — «изначальная субстанция» («коренная телесность» — бэнь ти), основание всех изменений, происходящих во Вселенной. Она абсолютна, единственна, неделима, пребывает вне пространства и времени. Идущая в бэнь ти трансформация сводится к двум осн. процессам: «закрытию» (тенденция к интеграции) и «раскрытию» (тенденция к творч. индивидуализации). В ходе «закрытия» образуется закосневшее статичное производное — вещество-материя («вещи» — у [3]). Параллельный процесс «раскрытия» образует духовное. Оно присуще всем вещам, разница лишь в степени «раскрытия» бэнь ти, к-рая выше у человека. Эти две тенденции выступают как потенции бэнь ти, реализующие взаимопревращение духа и материи.

Сюнь-цзы («Учитель Сюнь»), Сюнь Куан, Сюнь (Сун) Ци«. 313/290, гос-во Чжао (южн. часть совр. пров. Шаньси), — 238/215 до н.э., Ланьлин.

Однако эта универсальная познаваемость мира нуждается в ограничении определенными рамками в соответствии с практич. целями, выдвигаемыми человеч. сообществом: «В любом случае познающее — это человеч. природа, а познаваемое — принципы вещей. Если за счет способной познавать человеч. природы добиваться допускающих познания принципов вещей и при этом не думать ни о какой остановке, тогда за всю жизнь до конца своих дней не сумеешь все охватить. Пусть постигнутых принципов будет хоть десять, хоть сто тысяч, этого все равно недостаточно для полного охвата изменений тьмы вещей, и это равносильно глупости. [Так] изучая, сам состаришься, дети вырастут, а все будешь таким же, как любой глупец. Это подобно незнанию как противопоставлять. Такой называется вздорным человеком. Поэтому изучающий безусловно должен научиться останавливаться». Этой познавательной границей у Сюнь-цзы оказывается «исчерпание норм человеч. общежития» (цзинь лунь) — атрибут совершенномудрия (гл. 21).

Различие врожденных (син [1]) и благоприобретенных (цин [2]) свойств он выразил в четкой формуле: «К природе (син [1]) относится то, что я не способен (нэн) сотворить (вэй [1]), но могу (кэ |1]) изменить. К чувственности (цин [2]) относится то, чем я не обладаю [изначально], но то. что я могу (кэ [1]) сотворить. Посредством шлифовки и полировки, обработки и тренировки изменяется природа» (гл. 8). Кроме того, Сюнь-цзы разграничивал чувства и страсти (юй [1]): «Природа есть воплощение Неба, чувства суть материал природы, а страсти суть реакции (ин) чувств» (гл. 22).

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments