papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893 — 24 мая 1988) История античной эстетики т. 7.

Афинский неоплатонизм

Приложения

Ямвлих. Теологумены арифметики
I. [О единице (monados)]

Никомах говорит, что единице соответствует бог, в качестве семени (spermaticös) являющийся всем, что только существует в природе, подобно тому как единица есть все, что только есть в
числе. Божественная монада охватывает своею потенцией вещи, актуально кажущиеся противоположными по любому вообще способу противоположности, равно как единица в силу особенной своей неизреченной природы выступает, как показано во «Введении в арифметику», во всех видах. Божественная монада вбирает в себя начало, середину и конец совокупности вещей, независимо от того, мыслим ли мы составление ею вещей как слияние с ними или присоединение к ним, — равно как единица есть начало, середина и конец количества и величины, притом любого свойства. Поскольку же без нее вообще нет составления (systasis) чего бы то ни было, то без нее нет и никакого познания и она стоит во главе вещей наподобие чистого света, солнцевидного и предводительного.

Производя двоицу, она разделяется на две части, ибо легче художнику доставить себе материю, чем, наоборот, материи доставить себе художника.

Пифагорейцы называли единицу «умом», уподобляя ее Единому; а среди добродетелей они уподобляли ее «благоразумию», потому что правильное едино.

правильное едино...

Двоица

...

В самом деле, свойство единицы как начала — производить при сложении [с самой собою] больше, чем при умножении [самой на себя]: один да один больше, чем единожды один. С другой стороны, свойство всякого множества как некоего результата (apotelesma) — это, наоборот, давать при умножении [на самого себя] больше, чем при сложении [с самим собою], потому что [множество] уже не имеет природы начала, но отныне, [то есть начиная с трех], числа порождаются друг из друга и путем смешения3.

3 Cata crasin, то есть путем умножения. Таким образом, простой факт, что 2+2=2x2, приобретает глубочайший онтологический и космологический смысл. Если единица при умножении на себя дает опять единицу, то это потому, что сами по себе эйдосы в своей изначальной простоте уникальны, неслиянны и неизменны. Если двойка при умножении на себя дает то же самое, что при сложении с собой, то это значит, что материя сама в себе не в силах изменить своего вида и произвести что-либо новое. Если «множество», начиная с числа три, от «смешения», то есть умножения на себя, дает каждый раз больше, чем от сложения с собой, то это потому, что элементы и вещи, входя в состав множественного мира, создают нечто более значительное, чем их механическая сумма.

...

Троица называется «благим советом» и «благоразумием», которые как бы присущи людям, успешным в настоящем, предвидящим будущее и приобретшим опыт из прошлого: благоразумие неким образом взирает на три части времени. Отсюда и познание сообразно троице.

благоразумие взирает на три части времени...

Троица есть образ (eicon) плоскости и первая субстанция среди треугольников, ибо их есть три вида: равносторонний, равнобедренный и разносторонний. Углов, описываемых прямыми линиями, тоже три: острый, тупой и прямой. Частей времени три. Из добродетелей троицу уподобляли мудрости, поскольку она располагается симметрично между избытком и недостатком. Кроме того, троица из единицы, двоицы и самой себя образует при сложении шесть, а шесть — первое совершенное1 число.

1 Совершенным (teleios) называлось число, равное сумме своих делителей:
6=1+2+3.

Tags: Лосев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments