papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893 — 24 мая 1988) История античной эстетики т. 7.

Афинский неоплатонизм

Современники и преемники Прокла
Последние схолархи Платоновской Академии

ДамаскийКомпозиция трактата «О первых принципах»

Общее учение о первопринципе, включая всю доноуменальную ступень (1—125).

...

Таким первопринципом не может быть ни тело (9), ни природа (10), ни неразумная душа (11), ни разумная душа (12), ни даже сам разум, если его понимать как нечто реально существующее в виде той или иной смысловой объединенности, так что если единое понимать как объединенность, то и единое не есть первопринцип (13).

разум как смысловая объединенность...

Элемент целого — это есть такая его часть, которая еще не отражает никакого целого, а существует сама по себе, как будто бы никакого целого и не существовало. Но взяв такой отдельный и самостоятельно существующий элемент, мы сразу же замечаем, что он относится к чему-то целому, выражает собою то или иное целое и это целое является для него каким-то более или менее существенным атрибутом. Но тогда это уже не будет элементом целого, а будет частью целого. Далее, в своей части целое может присутствовать не как ее атрибут, но как ее самая подлинная субстанция, так что удаление такой части оказывается равносильным гибели всего целого. Нам представляется совершенно ясным, что речь идет здесь у Дамаския об организме, потому что только в организме имеются такие части, которые из него нельзя удалять без гибели всего организма (так, в животном организме нельзя удалять сердце или легкие, не приводя к гибели весь организм). Правда, самого термина «организм» Дамаский не употребляет, пользуясь в таких случаях такими терминами, как «живое», «жизнь», «самодвижность» или «душа». И вот такую-то субстанциально-органическую часть организма Дамаский и называет эйдосом.

Цельность, неразвернутость и максимальную компактность единого, не перешедшего в сферу множественности, Дамаский так и называет «сплоченностью», или «скованностью» (pêxis). Переходное состояние единого, когда оно стремится стать многим, Дамаский называет «текучестью» (chysis); a такое протекание, которое мыслится не в чистом виде, но как процесс изменения какого-нибудь определенного предмета, Дамаский называет «стремлением» (rhysis). И если hen значит «единое», то Дамаский употребляет Афинский интересный термин henöma, который трудно перевести на русский язык и который можно перевести только описательно — именно как «состояние единого в каждом отдельном моменте его проявления во множественности». Таков же и термин diacrima, означающий у Дамаския «состояние раздельного в каждом отдельном моменте проявления этой раздельности в области множественного». Для нас здесь важно еще и то, что свою единораздельную структуру целости Дамаский ни в каком случае не понимает статически. Все моменты этой структуры мыслятся им обязательно в процессе становления, разумеется, в процессе покамест еще смыслового но не материального становления. Это обязательно всегда еще и динамическая структура, а не просто структура.

Всё происходит всегда, везде, во всём и сразу...

Эту общую триаду Дамаский в основном понимает, вместе с другими неоплатониками, как бытие (субстанция), жизнь и ум в собственном смысле слова (58). Та же триада формулируется у Дамаския как «отец», «потенция» и «ум», а также как «наличие»
(hyparxis), «потенция наличия» и «мысль потенции» (54).

Tags: Лосев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments