papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Синь [1] — «сердце», «сердце/разум», «сердце/сознание» (также психика, сердцевина, субъективное, дух, сознание).

Основываясь на идеях гл. обр. буд. школы тяньтай (см. Тяньтай-цзун), Тань Сы-тун (XIX в.) выдвинул ориг. Трактовку синь [1]. Он предложил концепцию «силы сердца» (синь ли) как универсальной творч. и созидающей духовной энергии, реализующейся в мировом «эфире» (итай). Чтобы она могла полностью проявиться, каждый должен «очистить и излечить [свой] сердечный источник», к-рый одновременно является «источником всех живых существ». В результате «очищения» собств. «сердца» становится возможным «спасение» других людей от страданий и от круга перерождений (сансары) (см. Лунь хуй).

Синь [2] — «благонадежность» (верность, искренность, надежность, подлинность, правдивость, честность, истинность, доказательство, свидетельство, вера). Категория кит. философии, совмещающая идею субъективной уверенности и искренности с идеей объективной достоверности и надежности. Этимологич. значение — «слова человека» или «слова из сердца».

Термин впервые встречается в протоконф. классич. текстах кон, II — нач. I тыс. до н.э. «Шу цзине» («Канон писаний») и «Ши цзине» («Канон стихов»), где уже совмещает два смысла: объективный — «подлинность, истинность» и субъективный — «вера, искренняя убежденность», что связано с особенностями кит. языка, в к-ром иероглиф синь [2] наряду с обычным глагольным значением «испытывать доверие» имеет и каузативное — «внушать доверие». Подобный семантич. синкретизм был сознательно использован в гл. 6 «Сюнь-цзы» (III в. до н.э.): «Вера (синь [2])в верное (синь [2]) верна (синь [2]), сомнение в сомнительном также верно (синь [2])».

Синь [2] - это в первую очередь «необходимая достоверность слов» (янь би синь, XIII, 20). В гл. 40 синхронного канона моизма «Мо-цзы» (V—III вв. до н.э.) дана прямая дефиниция синь [2] как «совпадения слов и помыслов» (янь хэ юй и). В «Лунь юе» же синь [2] трактуется прежде всего как соответствие слов делам (ши [3], син [3]).

Обретение же синь [2] в конечном счете обусловливается пониманием добра (шань [2]), к-рое делает личность подлинной (чэн [1]). «Подлинность — это Путь (дао) Неба, а помышление о подлинности — Путь человека. Еще не бывало, чтобы предельная подлинность не воплощалась в действии (дун; см. Дун—цзин), как и того, чтобы неподлинность могла воплотиться в действии» («Мэн-цзы», IV А, 13)

понимание добра делает личность подлинной...

Сунъинь-сюэпай — «школа Сун [Цзяня] — Инь [Вэня]». Филос. школа сер. IV в. до н.э., одно из влиятельных идейных течений в Цзися академии, созданное философами даос. (см. Даосизм) толка Сун Цзянем и Инь Вэнем.

...

Важное место в учении занимает категория ци [1] — субстанция всего сущего. Это то, чем наполнены все тела. В человеке различаются два вида ци [1] — «тончайшая», к-рой Небо наделяет вещи, и «грубая», получаемая от Земли. «Тончайшая» ци [1] (цзин ци) образует духовное начало человека, «грубая» — его тело. «Гармония этих двух начал образует жизнь», — писали философы. Спокойствие ци [ 1] в человеке — залог его способности к разумному познанию вещей. В этом процессе гл. роль играет «тончайшая» ци[1] — источник разума, «ум». В природе «тончайшая» ци образует звезды, способствует росту вещей, рождает хлеба и называется «духом» (шэнь [1]). «Тончайшая» ци [1] — это «самая совершенная ци [1]». Когда циркулирует ци[1], «зарождается жизнь, благодаря жизни возникает мышление, от мышления появляется знание, позволяющее человеку установить предел своих действий»

знание, позволяющее человеку установить предел своих действий...

Цель познания Сун Цзянь и Инь Вэнь определяли как способность человека «управлять вещами», устанавливать правильное соотношение между «именами» (мин [2]) и реальным содержанием вещей. Этот процесс философы называли путем «уяснения начал вещей и явлений и определения их имен». Именно так человек познает естеств. Путь-дао. А это, в свою очередь, означает установление «правильных имен» (чжэн мин) — ключ к управлению страной: «Когда имена правильны, а законы совершенны, тогда совершенномудрые могут пребывать в недеянии».

«Сунь-цзы» — «[Трактат] Учителя Суня», полное назв. «Сунь-цзы бин фа» — «Сунь-цзы о военном искусстве» («Законы войны Учителя Суня»).

Найденный в 1972 в захоронении нач. эпохи Хань (ок. 140 до н.э.) в Иньцюэшане уезда Линьи пров. Шаньдун новый расширенный вариант «Сунь-цзы» (англ. пер.: R.T. Ames, 1993) дает основания датировать его создание 2-й пол. V в. до н.э. (453—403), хотя нек-рые считают его написанным еще позже — в 1-й пол. или сер. IV в. до н.э. Совр. канонич. текст был сформирован на рубеже II—III вв. н.э. Первый комментарий к нему — «Вэй У-ди чжу Сунь-цзы» («„Сунь-цзы", прокомментированный вэйским государем Воинственным») написал знаменитый полководец, политик и поэт Цао Цао (155—220).

...

Трактат был переведен на тангутский и маньчж. языки, в 1772 его перевел на франц. яз. миссионер-иезуит Ж.-Ж.М. Амио, что позволило ознакомиться с ним Наполеону.

Сунь Ят-сен (диалектное звучание имени Сунь И-сянь), в Китае чаще упоминается под именем Сунь Чжун-шань, псевд. Сунь Вэнь. 12.11.1866, уезд Сяншань (ныне Чжуншань) пров. Гуандун, — 12.03.1925, Пекин; похоронен в Нанкине.

В обл. философии Сунь Ят-сен особое внимание уделял проблеме соотношения «знания и действия» (чжи—син): вначале разделяя мнение Ван Ян-мина о «совпадающем единстве знания и действия», впоследствии выработал собств. концепцию — «действие легко, знание трудно» (син и чжи нанъ), подняв статус знания выше предела, возможного для конф. традиции. Это стало следствием знакомства Сунь Ят-сена с зап. мыслью, в данном случае — с традицией платонизма. Дал гносеологич. истолкование этапам развития человечества: первый — люди «не знали и действовали»; второй — «действовали и затем уже знали»; третий — «знают и затем действуют». Отождествлял фундамент, категорию кит. философии тай цзи («Великий предел») с зап. понятием «эфир» (итай), в к-ром видел творящий хаос, порождающий материю и космич. Тела. Принял эволюционную теорию Ч. Дарвина только в отношении окружающей человека природы, выделил в эволюции Вселенной три этапа: «[неживой] материи» (у чжи), «[живых] организмов» (у чжун) и «человечества» (жэнь лэй). Человеч. сознание рассматривал как некий итог развития «жизненного начала», «жизненного элемента» (шэн юань), подразумевая под ним биологич. клетку и в духе неовитализма наделяя ее «чувством и сознанием». В то же время в русле доктрины англ. дарвиниста Т. Гексли отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеч. об-во, противопоставлял социальный прогресс, основанный на «всеобщем законе» (гун ли) и «благосмыслии» (лян чжи), естеств. процессу. Отсюда резкое отрицание им марксистского тезиса о классовой борьбе.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments