papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893 — 24 мая 1988) История античной эстетики т. 7.

Афинский неоплатонизм

Прокл

Заключительная характеристика

Гимны Прокла как наилучшая характеристика его философско-эстетического символизма

Гимны Прокла, как устанавливает Э. Фохт, «являются захватывающим самосвидетельством (ergreifende Selbstzeugnis) одинокого и замученного человека, который болезненно сознавал отделение своей души от божественного истока, ее запутанность (Verstrickung) в земных делах, ее безродность (Heimatlosigkeit) и потерянность (Verlorenheit) в мире, как и очевидность ее окончательного освобождения». Вот почему «он не заботился о внешнем совершенстве своей поэзии.

Далее, в комментариях Прокла космос пронизан «божественным» (theion) огнем, «самой сияющей» (lamprotaton) и «прекраснейшей» (calliston), «созидающей» (systaticon) стихией, тончайшей «лучистостью» (diaygasma, III 114,16—24).

Свет (phaos) и огонь (руг) вечной жизни и божественной мудрости противопоставляются мраку, холоду земного прозябания, текучести безвидной материи. Вспомним, что в комментариях Прокла материя мыслится «бездной» (chasma), «не имеющей корней» (oyte pythmën) и границ, «неопределенной» (aoriston). Она — «непрерывный мрак» и «отсутствие света» (alampes, 1385, 29—386, 7).
Телесная материя земного, грубого мира воплощает в себе «безобразие» (aischos de oysian aytên, III 122,19 ел.) и пламя, ее охватывающее, мрачное, лишенное света. Огненная стихия земного мира «оматерьяленная» (enylotaton), неотличима от мрака (scotos, 114, 29).

...
В гимнах это исконное противопоставление двух миров еще более развито и подчеркнуто. Земная, материальная жизнь есть не что иное, как «мрачное ущелье» (scotion ceythmôna, IV 3). Здесь — «мрак» (achlyn, 141), изливающий яд, «туман» (omichlën, IV 6), черные страдания (melainaön odynaön, VII 46), иссиня-черная тьма, охватывающая род людской (cyanees, VI 10), зло болезней и грехов (cacas, 5; сасё VII 37), безобразие (aischeos, V 14), смятение стихий (orymagdos, I 13), леденящий холод волн человеческого рода (IV 10—11; I 19—24), желаний (II 21), возмездия за грехи (IV 12; VII 4P.

...
Здесь особенно ощущается то личностное начало, о котором говорил У. Виламовиц. О соединении гимнов с системой поведения поэта, когда знание и вера, учение и жизнь, метафизика и мифология представляют нечто одно, пишет в своей книге Э. Гоффманн (Указ. соч., с. 145).

Tags: Лосев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments