papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893 — 24 мая 1988) История античной эстетики т. 7.

Афинский неоплатонизм

Прокл

Наука, искусство, мораль и религия

Религия

...

Если привлечь такого платонического стоика, как Посидоний, то у него тоже идет речь о «божественном теле, состоящем из эфира, блестящем и огненном, которое никогда не находится в состоянии покоя, но всегда находится в круговом движении», причем имеются в виду звездные тела (frg. 127 Edelst. — Kidd). У того же философа имеется такой замечательный текст (100); «Бог есть интеллектуальная (поегоп) пневма, распространенная по всей субстанции (oysias)», где под «субстанцией» схолиаст понимает материальные стихии земли, воды, воздуха и неба. Еще в другом фрагменте Посидония (101) говорится, что бог не только есть интеллектуальная пневма, но что сама она, не имея формы (morphên), переходит во что хочет и уподобляется всему.

...

Прокл (In Tim. Ill 234,18—30) приписывает Порфирию мнение, что неразумная часть человеческой души есть ее носитель. Но Прокл тут едва ли прав, поскольку подлинный носитель души, скорее, мыслится у Порфирия в виде платоновской небесной колесницы души во время ее путешествия по небесной орбите, причем, согласно самому же Проклу, колесница души и сама душа получают разную судьбу, поскольку вместо колесницы носителями души оказываются физические элементы вроде воздуха и огня.

уровень нейроглии, далее сома...

скорей даже - нейроглия - нейрошасси - сома...

...

Предстояло окончательное субстанциальное слияние души и тела в одну срединную сущность, которую и стали понимать как духовное тело, или как телесный дух, или как световое, ментальное (то есть умопостигаемое) тело. Этот взгляд достаточно ярко выражен в трактате о египетских мистериях. Здесь Ямвлих (или Псевдо-Ямвлих) утверждает, что «эфировидный и лучевидный носитель» является восприемником божественных «фантазий» (phantasiai). Здесь (HI 14, p. 132, 11—15) мы читаем: «Именно она [мантика] наполняет облегающий душу эфировидный и лучевидный носитель божественным светом, вследствие чего движимые желанием богов божественные фантазии овладевают находящейся в нас фантастической (phantasticê) способностью».

...

Из этого вытекает, что носитель души создан «первичной причиной» (207), почему он «нематериален, неделим по сущности и не подвержен действиям» (208).

поле... событийная среда...

...

Нечего и говорить о том, что прокловская диалектика светового тела восходит к указанной у нас выше платоновской теории (Phaedr. 246 d) о нераздельном слиянии души и тела у богов на вечные времена. Прокл и здесь оказывается представителем только тончайшей диалектики, более интуитивно представленной уже у Платона. Но кто внимательно следил вообще за всем нашим исследованием античной диалектики, должен признать, что и вообще субстанциальное слияние души и тела есть всегдашняя заветная античная идея.

информационная среда равная кибернетической реальности...

...

У Прокла мы имеем ровно три типа души и соответственно три типа тела. Первый тип, разумный, «простой и нематериальный», свойственный богам и человеку в его пребывании среди богов. Второй тип, пневматический, «прост и материален». <......> Наконец, третий

тип души и тела, вегетативный, «сложен и материален». Это именно тот третий тип души и тела, который отличается своей неразумностью и который у Аристотеля так нечетко формулировался в отличие от пневматического типа.

...

То же самое — у Дамаския (In Phaed. I 239 Wester.), но гораздо подробнее о поведении пневматического тела см.: Olymp. In Phaed. 52, 27—53,4; 59, 15—22 Norv. — с более подробным определением отношения к вегетативному телу. Вегетативное тело и его душа создаются и разрушаются для разумной души каждый раз заново (Olymp. In Gorg. 264, 27-265, 5 Wester.). Весьма оригинально и четко у Дамаския (In Phaed. I 551): чистые, но нефилософские души — на вершинах земли в виде пневматического тела; чистые и философские в общественном смысле — на небе в виде светозарных тел; совершенно же очищенные — в занебесном месте без тел.

...

По-видимому, в тех случаях, когда неоплатоники говорили о «нематериальных» душах, они понимали под материей физическую и земную материю. В этом смысле боги и люди на небе действительно нематериальны. Но зато у них своя собственная материя, идеальная. Таково мнение всего античного платонизма.

...

По Синезию, фантазия есть первое тело души, являясь «ощущением ощущений» (aisthêsis aisthêseôn), так что она есть и центр и условие возможности для всех прочих ощущений. В то же время такая фантазия, по Синезию, независима от отдельных ощущений и есть нечто прямое и непосредственное, близко связанное со сферой разума, точнее, активный принцип совмещения ума и материи. Это такая «фантастическая пневма», которую даже невозможно охватить философскими категориями. Она — вполне специфична. И вообще колебаний в этом вопросе можно находить очень много, причем полной ясности здесь нельзя добиться даже и в отношении Порфирия и Ямвлиха (что, возможно, зависит от недостатка дошедших до нас материалов).

...

Поэтому первоединое надо понимать двояко. С одной стороны, оно везде одно и то же; а с другой стороны, оно везде разное, везде является каким-нибудь определенным эйдосом, так что каждый такой эйдос в отношении своих эйдетических функций тоже является первоединым, хотя каждый раз специфическим (211, 4—15).

...

В частности, то, что здесь называется дианоэтическим мышлением, объявляется как мышление всех вещей в их смысловой простоте (209, 7—10); а сам разум, воспринимая себя как целое, тем самым уже выходит за свои пределы и становится таким единым, которое уже выше разума (210, 8—15), с безусловным требованием констатации такого первоединого (209, 17—20).

...

Tags: Лосев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments