papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893 — 24 мая 1988) История античной эстетики т. 7.

Афинский неоплатонизм
Прокл
Наука, искусство, мораль и религия
Искусствоо
...
Первая и самая высокая ступень — это философия, которую Платон, в контексте рассуждения о музах, прямо называет «высочайшим из искусств (moysicê)» (Phaed. 61 а). Слушая правдивого философа и моралиста, Платон (Lach. 188 d) говорит: «Такой человек кажется мне в самом деле музыкантом, проявляющим прекраснейшую гармонию не на лире, не на музыкальных инструментах, а в жизни, в которой у него слова созвучны с делами». Такая философская душа подражает самому Аполлону, который «прославляет самого отца [Зевса] своими интеллектуальными (noerois) песнями» (In R. Р. I 57, 13—14) и является у Платона (Crat. 405de) космической общностью (In R. Р. I 57, 8—23).

пишущие жизнь...
...
После этих конкретных указаний Прокл выдвигает и весьма важное общее суждение. Оказывается, поэты в своих подражаниях, то есть в своих гармониях и ритмах, должны опираться на две основы, «прекрасное» и «простое», причем первое является «интеллектуальным» (noeron), a второе — «божественным». Душа должна уподобляться «сущему до нее», потому что после нее остаются только тело и материя. Но если материя — это «позор», то соединенное с душой тело — уже не позор, но нечто «сложное» (63, 10-15).

прекрасное - просто, простое - прекрасно...
...
И вот только теперь, в ответе на десятый вопрос, Прокл выскажет свое окончательное мнение о том, кого же нужно считать подлинным и настоящим художественным творцом.
Прокл здесь прямо заявляет, что его интересует такой поэт, который является поэтом в отношении вообще всего существующего (ho en tö panti poiëtês). Такой поэт является, во-первых, в отношении всего военачальником, который ведет мировую войну за лучшее, а этой войны не может не быть ввиду вечного противоборства жизни. Во-вторых, он должен быть врачом, укрепляющим все сущее для блага всеобщего бытия. И, в-третьих, он должен быть оратором, который поддерживает все существующее «интеллектуальными речами» (noeröis logöis) в том виде, как того требует всеобщий политик, разум (noys). Следовательно, всеобщий поэт — единственный, рассуждающий мифологически. Ведь поэт творит «явные подражания неявному, и прекрасные — прекрасному, и природные — разумному, пользуясь гармониями для установления властвующей во всем добродетели, для победы над пороком» (68, 3-21).
Теперь и спрашивается, что же это за поэт и кто он такой? Оказывается, что это просто-напросто Зевс, а за ним и другие главнейшие боги. Зевс — это и есть то, что Прокл назвал политиком.
...
В результате такого «вакхического» (baccheia) вдохновения душа является полным господином для себя самой, неизменно поддерживается богами и оказывается уже неспособной впадать в какое-нибудь более низкое состояние (In R. P. I 181, 17—30).
...
В качестве образца идеально разумной поэзии, и опять-таки вслед за Платоном в его «Алкивиаде II» (142 е — 143 а), Прокл (In R. P. I 187, 24—188, 27) приводит такую молитву, в которой человек обращается к Зевсу не о благах, кажущихся ему таковыми, но о тех благах, которые представляются таковыми только самому Зевсу.

Майстер Экхарт...
...
Tags: Лосев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments