papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Великая Отечественная война 1941–1945 годов: в 12 т. Т. 12.

Итоги и уроки войны

...

Духовно-нравственные основы победы

Опыт и уроки информационно-пропагандистского противоборства в годы войны

...

Но уже 21 августа 1941 г., то есть через два месяца после вторжения, когда количество распространенных листовок достигло 200 млн экземпляров, верховный штаб вермахта

вынужден был внести коррективы в содержание пропаганды. Он издал Дополнительные указания по организации пропаганды против Советского Союза», в которых, ссылаясь на то, что советские люди «привыкли к сильному пропагандистскому влиянию», подчеркивалось: «Недостаточно использовать в пропаганде только негативные моменты, как то: угрозы, запреты и предупреждения. Необходимо все больший акцент делать на то, что немецкий солдат пришел не для того, чтобы уничтожить социализм, а с целью положить конец большевистскому рабству и создать условия для социальной справедливости».

Для содержания и аргументации немецкой пропаганды того времени были характерны прежде всего неразборчивость в средствах и беспринципность. В подготовленных министерством пропаганды «Предложениях к составлению листовок для войск противника» в отношении их содержания указывалось: «Пропаганда разложения — грязное дело, не имеющее ничего общего с верой или мировоззрением. В этом деле решающим является сам результат. Если нам удастся завоевать доверие противника тем, что мы обольем грязью своего фюрера и его сподвижников, свои методы и свое мировоззрение, и если нам удастся проникнуть благодаря этому доверию в раскрывшиеся для нас души солдат противника, заронить в них разлагающие их лозунги — совершенно безразлично, будут ли это марксистские, еврейские или интеллигентские лозунги, лишь бы они были действенны, — то этим будет достигнуто больше, чем самой доходчивой проповедью о большевистской опасности и плутократической системе, которая не будет воспринята солдатом противника, так как против этого яда его руководство ввело в него уже достаточную долю противоядия».

...

Уже после войны стало известно, что обращения пленных немецких генералов-антифашистов к немецкому народу и армии с призывом свергнуть А. Гитлера и закончить опасную для Германии войну вызывали у фашистского руководства сомнения в благонадежности военачальников. В своем дневнике Й. Геббельс 16 ноября 1943 г. писал, что обращения генералов «очень вредят нам», и объяснял их поведение недостаточностью «политического инстинкта». Бывший пленный генерал В. фон Зейдлиц писал в своих послевоенных мемуарах, что «для укрепления лояльности Гитлер вручал командующим группами армий чеки по 200 тысяч марок». Влияние нашей специальной пропаганды стало предметом особого беспокойства и для руководства эсэсовских войск. Рейхсфюрер СС Г. Гиммлер заявил 3 августа 1944 г. на совещании гауляйтеров, что «в результате распространяющейся привычки сдаваться в плен войска потеряли устойчивость». Эту «привычку» формировали удары Красной армии и ее специальная пропаганда.

...

Tags: Великая Отечественная война 1941–1945
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments