papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

...

Мин [1]

...

Ван Чун (I в. н.э.) истолковывал мин [1] как воздействие природных («пневменных»—ци [1]) задатков на продолжительность жизни и возможность достичь благосостояния. Он критически изложил концепцию трех видов «предопределения»: 1) «правильное, должное» (чжэн мин) — максимальная степень благосостояния, к-рой человек способен достичь при своих природных задатках; 2) «окказиональное, претворенное» (суй мин) — достижение благосостояния при концентрации усилий на должном действии и бедствие в случае «подчинения чувственности и разгулу страстей» того, на кого это «предопределение» нисходит; 3) «инцидентное, превратное» (цзао мин) — когда «благие» (шань [2]) действия приводят к пагубным последствиям из-за неизвестных человеку неблагоприятных внеш. факторов.

...

Сюнь Юэ (II в. н.э.) выделял «три категории» (сань пинь) «небесного предопределения», связанные с качеством «природы» человека. Основываясь на положении Конфуция о неизменности высшей мудрости и низшей глупости, он определил высшую и низшую категории «предопределения» как неизменные, а среднюю поставил в зависимость от «человеч. дел» — ее можно изменить в ту или иную сторону.

...

Мин-цзя

...

Вновь поставленная на пятое место мин-цзя охарактеризована как «приводящая людей к скромности и умело нарушающая истину (чжэнь [1])», т.е. «скрупулезно разбирающаяся и докучливо придирающаяся, приводящая людей к невозможности вернуть свои помыслы, исключительно сосредоточенная на именах и нарушающая человеч. чувства (цин [2])», однако в ее учении о «правильном [соотношении] имен (мин [2]) и реалий (ши [2]) нельзя не разбираться», поскольку оно, «опираясь на имена, взыскивает реалии и не нарушает [приводящего их в порядок нумерологич. (сяншучжи-сюэ) [метода] утроения и упятерения (сань у)».

...

В «Хань Фэй-цзы» («[Трактат] Учителя Хань Фэя», III в., гл. 32), напротив, рассказана обличительная притча об «искусном диалектике» Ни Юэ, одолевавшем др. диалектиков из Цзися тезисом «Белая лошадь не лошадь», но вынужденном при пересечении заставы на белой лошади заплатить за нее пошлину как за таковую, т.е. «пустыми словами умевшем покорить целое гос-во», а в реальности «не сумевшем ввести в заблуждение одного человека». В более позднем соч. «Синь лунь» («Новые суждения») Хуань Таня (I в. до н.э. — I в. н.э.) эта притча рассказана о Гунсунь Луне.

...

В целом в письменных памятниках, современных мин-цзя, школа охарактеризована как противопоставившая себя традиц. ценностям, властям и народу, бесполезная в практич. жизни, но непобедимая в словопрениях и логич. аргументации

...

На основе иероглифа мин [2], совмещающего значения «слово» и «слава», сложились также совр. историко-философские, логико-математич. и лингвистич. термины, связанные с понятием «имя» (вэйминлунь, минмулунъ — «номинализм», минцы — «имя, термин», миншу — «именованное число», минцзы — «имя собственное»), а на основе бянь [1] — «диалектика» (бяньчжэнфа), «риторика» (бяньлуньфа), «[судебная] защита» (бяньху).

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments