papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893 — 24 мая 1988) История античной эстетики т. 7.

Афинский неоплатонизм
Прокл
Двенадцать типов единства
Типы единства у Прокла в связи со второй платоновской гипотезой
...
Дело в том, что вместо общепринятых рассуждений о душе как только о самодвижности и как об источнике всех материальных движений Прокл находит в душе прежде всего ее смысловую структуру. Ведь всякое космическое движение вполне целесообразно или, во всяком случае, закономерно. Если душа есть чистая подвижность, то откуда же берутся законы и цели этой подвижности и откуда берется самый смысл всего того, что и само движется и движет все другое? Вот эти законы, эта целесообразность, эта идейная направленность, эти эйдосы, эта структурность как раз и коренятся в идеях всякого движения; а идеи эти, будучи идеей души, сами по себе еще не есть душа; они выше души и существуют только в ноуменальной области.
...
Три вопроса
...
Об этом находим буквальные рассуждения в комментарии к «Пармениду» (1041, 15—18): «Если предположить, что единое не существует, будь то в нашем понимании, что оно не существует в одном отношении, или будь то в другом понимании, а именно что оно не существует абсолютно, это предположение приведет нас в обоих случаях к абсурдным (adynata) выводам». В другом же месте (1041, 2—3) он говорит относительно четырех последних гипотез «Парменида», что они «представляют собой ложь» (pseydesthai). To же самое заявление Прокла мы имеем и в «Платоновской теологии» (I 10, р. 41, 17—20; ср. 12, р. 58, 11—16): «Если первые гипотезы дают совершенно разумные выводы [имеются в виду выводы из утверждения существования единого], остальные приводят к результатам более абсурдным, чем само абсурдное, если можно так выразиться».
...
Tags: Лосев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments