...
Ван Фу-чжи 07.10.1619, Хэнъян уезда Хэнчжоу пров. Хунань, — 18.02.1692, Шичуаныпань пров. Хунань.
...
Хотя Ван Фу-чжи и причислял ничтожных людей, женщин и варваров к категории инь [1] внутри человеч. рода («Чжоу и нэй чжуань», цз. 3), в др. местах он склонялся к отождествлению и варваров с птицами и зверями. Проблема проведения демаркационной линии между человеч. и животным миром имела не естественнонаучный, а именно социально-культурный и политико-правовой смысл. Ван Фу-чжи утверждал: «Правление Поднебесной — это ее гуманизация, а в гуманизации Поднебесной нет ничего значительнее отмежевания людей от птиц и зверей» («Сун лунь», цз. 6).
...
По мысли Ван Фу-чжи, «благонадежность и должная справедливость — это путь (дао) взаимоотношений между человеком и человеком, неверно распространять их на [существа] иного рода» («Ду Тун цзянь лунь», цз. 4).
...
Однако в общефилос. плане данная позиция явилась отступлением от ранее выработанной в неоконфуцианстве концепции универсальной гуманности, распространяющейся не только на все живое, но и на весь неорганический мир.
...
По-видимому, историч. обстоятельствами был вызван и подчеркнутый антифеминизм Ван Фу-чжи. За всю историю Китая именно в эпоху Мин наибольшее влияние на гос. власть имели евнухи, составлявшие своеобразную «правящую партию». В значительной мере они и стоявшее за ними «женское начало» повинны во внутреннем разложении гос. власти и конечном крахе могучей державы. Будучи очевидцем трагических результатов преувеличенного воздействия женских чар на политику, Ван Фу-чжи решительно выступал за подчинение силы инь [1] силе ян [7], за подавление и политич., и правовой активности женщин, к-рые, по его мнению, как носители животного начала дают первотолчок разрушению общественных устоев. С его т. зр., «знание матери и незнание отца — это [состояние] птиц и зверей», т.е. скотство («Чунь цю цзя шо», цз. 2). Даже крайне одиозную дин. Цинь (221—207 до н.э.) он счел превзошедшей идеальную древность в законе о семье, согласно к-рому женщина не могла вторично выйти замуж.
...
Ван Фу-чжи утверждал, что «не бывает раз и навсегда установленных законов» (у и чэн чжи фа), «в Поднебесной есть незыблемые принципы, но нет незыблемых законов». Доведя свой эволюционизм до логич. конца, Ван Фу-чжи пришел к оригинальной мысли о том, что само человеч. тело, в традиц. кит. понимании интегрирующее личность, в течение жизни постоянно умирает и возрождается.
...
В частности, он выступал против таких изощренных видов казни, как отсечение головы с ее выставлением на шесте для обозрения, расчленение, разрывание колесницами, мотивируя тем, что к смерти это ничего не добавляет, но зато может повредить нравственным чувствам потомков казненного.
...
Ван Цзи
...
«Отсутствие добра и зла — такова сущность (ти [1]) сердца. Наличие добра и зла — таково движение помыслов (и [3]). Знание (чжи [2]) добра и зла — таково благосмыслие (лян чжи). Совершение добра и устранение зла — таково выверение вещей (гэ у)».
...
Знание, или «благосмыслие» (лян чжи), составляющее «сущность сердца», Ван Цзи, в отличие от обычного сознания (ши[4]), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект, превосходящим жизнь и смерть, подобным поверхности зеркала, к-рая, сама по себе будучи пустой, делает возможным любое отражение, т.е. функционирование сознания. Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, т.к. в каждом человеке «благосмыслие совершенно» (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (синь [2]) в него и целенаправленное моральное усилие.
...
Ван Чун
...
Ван Чун синтезировал взгляды предшествующих конфуцианцев (Мэн-цзы, Сюнь-цзы и Ян Сюна) на «природу» человека, считая ее «доброй» (шанъ [2]) у людей с интеллектуальными и моральными качествами «выше среднего» уровня, «злой» (э) — у людей с интеллектуальными и моральными качествами «ниже среднего», доброй и злой — у «средних» людей, но отрицал, что «врожденное знание» (шэн чжи, еж чжи) является фактором, определяющим различие типов людей.
...
Следуя концепции всеобщих трансформаций «Чжоу и», Ван Чун трактовал историю человеч. об-ва как циклическую смену господства «культуры» (вэнь) и смуты, не зависящую от качеств правителя.
...
Ван Ян-мин
...
В 1505 выступил в защиту репрессированных чиновников, протестовавших против засилья клики евнухов, был заключен в тюрьму, подвергнут телесному наказанию и сослан смотрителем почтовой станции в окраинной пров. Гуйчжоу. После 1509 начал успешную карьеру, дослужился до поста военного министра в Нанкине (второй столице), в конце жизни был губернатором пров. Гуандун и Гуанси. Прославился подавлением мятежей и восстаний за счет военных и гл. обр. социально-политич. мер. После кончины был оклеветан, на его учение наложен запрет. Реабилитирован в 1567 с присвоением более высокого титула маркиза (хоу [3]) Синьцзяньского и почетного посмертного имени Вэнь-чэн-гун (князь Культурного Совершенства).
...
В частности, Ван Ян-мин тоже видел в конф. канонах (см. «Ши сань цзин») не более чем образцовые материальные свидетельства абс. истин и ценностей, заключенных в душе каждого человека.
...
В ранний период творчества Ван Ян-мин, следуя чжусианской доктрине, стремился к практич. осуществлению тезиса о «выверении вещей» (гэ у, см. У [3]) в отношении объективной реальности. Впоследствии он дал теоретич, обоснование направленности этого стремления на субъективную реальность: «выверять вещи» следует в собственном «сердце» (синь [1]). Этот теоретич. тезис был обогащен выводом, полученным Ван Ян-мином в результате «внезапного просветления» — озарения в одну из ночей 1508: «сердце и есть принцип» (синь цзи ли), т.е. ли [1] — структурообразующие начала всего сущего — исходно присутствуют в психике. «Принципы», к-рые должны быть раскрыты посредством «выверения вещей», следует искать в самом субъекте, а не в не зависящем от него внеш. мире.
...
Специфич. элемент системы взглядов Ван Ян-мина — доктрина «совпадающего единства знания и действия» (чжи син хэ и). Она предполагает понимание познавательных функций как действий, или движений, и истолкование поведения как прямой функции знания: знание есть действие, но не наоборот.
...
В новейшее время воздействие идей Ван Ян-мина испытали Кан Ю-вэй, Тань Сы-тун, Сунь Ят-сен, Сюн Ши-ли, Лян Шу-мин, Фэн Ю-лань, Хэ Линь и др. кит. мыслители. Последние десятилетия идеологи нового конфуцианства (постнеоконфуцианства) за пределами КНР его активно экуменизируют с помощью интерпретации в категориях зап. философии.
...