papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Лосев Алексей Федорович История античной эстетики Т.2.

Высокая классика (Платон), или эстетика объективно-идеалистическая
Модификации эстетического принципа
...
Основным текстом о «чистоте» являются у Платона страницы «Софиста» (226с—23lb). Здесь сначала говорится о способе отделения одной вещи от другой, частным случаем которого является различение (226с). Различение бывает двоякое — оценочное (отделение худшего от лучшего) и безоценочное (отделение вещей взаимноподобных). Первое и есть очищение. Очищение тоже двух родов — физическое и психическое, причем физическое очищение разное в предметах неодушевленных и в одушевленных. Физическое очищение в применении к одушевленным существам может быть внутренним (оно происходит под действием гимнастики — путем внешнего упражнения, или медицины — физиологически) и внешним (как, например, в бане) (226с—227а). Двум видам внутреннего физического очищения соответствуют два вида очищения души: тому «безобразию», от которого в физическом смысле избавляет гимнастика, соответствует «незнание», и от него «очищает» «научение»; а той физической «болезни», от которой лечит медицина, в душе соответствуют пороки (бесстыдство, несправедливость, трусость и пр.), и от них «очищает» «соответствующее наказание».
...
Метод дихотомии является методом постепенной конкретизации понятия. Так и получается у Платона нисходящий по объему, но восходящий по своему содержанию ряд: отделение, различение, очищение (как оценочное различение), психическое очищение, получение знания, образования, чистота ума и красота. Изучая этот ряд понятий, нетрудно себе представить как место, занимаемое категорией очищения, так и место для категорий красоты чистого ума. Относительно чистоты ума как конечной цели существования Платон говорит много раз.
...
Tags: Лосев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments