...
Ибо, с одной стороны, мы видим, что человек находится в плену у пошлой действительности и земного существования, страдает под гнетом потребности и нужды, преследуем природой, опутан материей, чувственными целями и удовольствиями, порабощен и охвачен потоком естественных влечений и страстей. О другой же стороны, мы видим, что он возвышается до вечных идей, до царства мысли и-свободы, дает себе в качестве ноли всеобщие законы и определения, снимает с вселенной покров ее оживотворенной, цветущей действительности и разлагает ее на абстракции, так что дух полагает теперь свое право и свое достоинство единственно лишь в бесправии и угнетении природы, которую он заставляет терпеть те же бедствия и насилия, какие он испытал от нее.
...
Кант при этом определяет силу суждения вообще, как «способность мыслить частное, как содержащееся; во всеобщем», и называет силу суждения рефлектирующей, «когда ей дано лишь частное, к которому она должно найти всеобщее». Для этого она нуждается в некотором законе, в некотором принципе, который она должна сама себе дать, и в качестве такого закона Кант выдвигает целесообразность.
случайность и отбор...
...
Если я съедаю, например, предмет, чтобы утолить им свой голод, то этот интерес находится лишь во мне и остается чуждым самому предмету. Но, утверждает Кант, отношение к прекрасному не таково. Эстетическое суждение предоставляет имеющему вне меня предмету продолжать существовать свободно и независимо и имеет своим источником удовольствие, доставляемое предметом благодаря тому, что он нравится ради самого себя, так как это удовольствие дозволяет предмету обладать своей целью в самом себе. Это, как мы в том убедились выше, важное замечание.
я рад что ты есть...
...
Преимущественно это понимание изложено им в его «Письмах об эстетическом воспитании». Шиллер исходит в них из основного положения, что каждый отдельный человек носит в себе задатки идеального человека. Этот истинный человек представлен государством, являющимся объективной, всеобщей, как бы канонической формой, в которой многообразие отдельных лиц стремится связаться воедино. Можно двояко себе представить, каким образом человек во времени срастается с человеком в идее. А именно, можно представить себе, с одной стороны, что государство как родовое нравственности, права, разумного упраздняет индивидуальность. Можно себе также представить, с другой стороны, что индивидуум возвышается до рода, и человек времени облагораживается и превращается в человека идеи.
государственный человек
человеческое государство
...
В общих чертах указанное воззрение Шиллера явно проступает уже в «Прелести и достоинстве», равно как и сказывается в некоторых его стихотворениях, в том, что он делает в этих произведениях преимущественным своим предметом похвалу женщин, в характере которых, согласно ему, уже спонтанейно существует это соединение духовного и природного.
и женщина основа бытия...
...