papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Гегель Георг Вильгельм Фридрих Лекции по эстетике 1817-1821 гг.

Введение
...
Ибо, с одной стороны, мы видим, что человек находится в плену у пошлой действительности и земного существования, страдает под гнетом потребности и нужды, преследуем природой, опутан материей, чувственными целями и удовольствиями, порабощен и охвачен потоком естественных влечений и страстей. О другой же стороны, мы видим, что он возвышается до вечных идей, до царства мысли и-свободы, дает себе в качестве ноли всеобщие законы и определения, снимает с вселенной покров ее оживотворенной, цветущей действительности и разлагает ее на абстракции, так что дух полагает теперь свое право и свое достоинство единственно лишь в бесправии и угнетении природы, которую он заставляет терпеть те же бедствия и насилия, какие он испытал от нее.
...
Кант при этом определяет силу суждения вообще, как «способность мыслить частное, как содержащееся; во всеобщем», и называет силу суждения рефлектирующей, «когда ей дано лишь частное, к которому она должно найти всеобщее». Для этого она нуждается в некотором законе, в некотором принципе, который она должна сама себе дать, и в качестве такого закона Кант выдвигает целесообразность.

случайность и отбор...
...
Если я съедаю, например, предмет, чтобы утолить им свой голод, то этот интерес находится лишь во мне и остается чуждым самому предмету. Но, утверждает Кант, отношение к прекрасному не таково. Эстетическое суждение предоставляет имеющему вне меня предмету продолжать существовать свободно и независимо и имеет своим источником удовольствие, доставляемое предметом благодаря тому, что он нравится ради самого себя, так как это удовольствие дозволяет предмету обладать своей целью в самом себе. Это, как мы в том убедились выше, важное замечание.

я рад что ты есть...
...
Преимущественно это понимание изложено им в его «Письмах об эстетическом воспитании». Шиллер исходит в них из основного положения, что каждый отдельный человек носит в себе задатки идеального человека. Этот истинный человек представлен государством, являющимся объективной, всеобщей, как бы канонической формой, в которой многообразие отдельных лиц стремится связаться воедино. Можно двояко себе представить, каким образом человек во времени срастается с человеком в идее. А именно, можно представить себе, с одной стороны, что государство как родовое нравственности, права, разумного упраздняет индивидуальность. Можно себе также представить, с другой стороны, что индивидуум возвышается до рода, и человек времени облагораживается и превращается в человека идеи.

государственный человек
человеческое государство
...
В общих чертах указанное воззрение Шиллера явно проступает уже в «Прелести и достоинстве», равно как и сказывается в некоторых его стихотворениях, в том, что он делает в этих произведениях преимущественным своим предметом похвалу женщин, в характере которых, согласно ему, уже спонтанейно существует это соединение духовного и природного.

и женщина основа бытия...
...
Tags: Гегель
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments