papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Лосев Алексей Федорович История античной эстетики Т.1

Ранняя классика
Введение в классический период античной эстетики
...
Платоновский термин «ana~logia» Цицерон первый — и очень удачно — перевел как «proportio». Так как платоновская аналогия — это по существу равенство двух отношений, то и мы здесь будем употреблять термин «пропорция». Таково же понимание этого термина и в современной математике. Но, конечно, это понимание слишком отвлеченное. Его надо конкретизировать, и тут могут встретиться разные неожиданности.
...
Для общей ориентации укажем сначала тексты Платона, не имеющие прямого отношения к эстетике. В Theaet. 186 с читаем, что все непосредственные телесные впечатления люди и животные получают тотчас же после рождения; «соображения же (analogismata) относительно сущности (oysian) и пользы возникают с трудом и в течение известного времени при помощи многих предметов и воспитания, если только возникают». Здесь «аналогия» есть вообще мышление или мысль, возникающая на основе умственной выучки и воспитания. По-видимому, имеются в виду постоянные акты сравнения одних предметов с другими, необходимые для развития мысли. То же и в Crat. 399 ел.: «Прочие животные ничего не рассматривают, не сравнивают (analogidzetai), но расчленяют из тoго, что видят; человек же одновременно и видит и расчленяет, и соображает (logidzetai) то, что видит». В R. Р. IV 441 С. противопоставляется «разумное соображение (to analogisa-menon) о лучшем и худшем» «неразумно аффективному (t оi alogistos thymoymeni)».
...
Платон пишет (Tim. 31 b): «...всему, что имело произойти, надлежало, конечно, быть телесным, видимым и осязаемым. Но быть видимым ничто не может без посредства огня, точно так же и осязаемым ничто не может быть без чего-нибудь твердого, твердым же ничто не может быть без земли. Вот почему бог, приступая к образованию тела вселенной, должен был устроить его из огня и земли». Таким образом, сущностью огня является не его физико-химическая природа, а то, что он есть принцип видимости. Огонь — это специфически-зрительная предметность. И сущностью земли является не твердость, а осязаемость. Это — специфически-осязаемая предметность.
...
В греческой философии существовал даже термин tonos (что значит «натянутость»), которым философы, как, например, Гераклит или стоики, характеризовали все бытие в целом. Оно все, с начала до конца и сверху донизу, было в разной степени натянуто и напряжено, в разной степени сгущено и разрежено. Не вещи в пространстве были в разной степени напряжены, а само пространство было в разной степени напряжено и натянуто.
...
Tags: Лосев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments