papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Джемс Уильям "Многообразие религиозного опыта".


...
Знаніе о жизни — одно; a дѣйствительная причастность къ жизни, когда ея динамическіе токи пронизываютъ все наше существо,— совсѣмъ другое. Поэтому наука о религіяхъ не можетъ быть эквивалентомъ религіозной жизни; и если мы внимательно присмотримся къ трудностями лежащимъ на пути этой науки, то убѣдимся, что она должна достичь извѣстной точки въ своемъ развитіи, гдѣ чисто теоретическое отношеніе къ предмету наложить цѣпи на ея дальнѣйшее движеніе, и эти цѣпи будутъ навѣки сковывать ее, если в ѣ р а не разобьетъ ихъ. Для того, чтобы понять это, не надо забывать, что я имѣю въ виду науку о религіяхъ, основанную на фактахъ и исходящую лишь отъ нихъ; я предполагаю, что она уже усвоила весь относящійся къ ея предмету историческій матеріалъ и вывела изъ него, какъ его сущность, тѣ заключенія, которыя въ началѣ этой лекціи я изложилъ вамъ. Предполагаю также, что она пришла къ тому выводу, что религія, несмотря на свой активный характеръ, заключаешь въ себѣ вѣру въ бытіе идеальныхъ существъ и въ то, что молитвенное общеніе съ ними есть реальный процессъ, дающій реальные результаты. Такимъ образомъ, я предполагаю, что она подошла уже вплотную къ своей критической задачѣ, т.-е. къ необходимости рѣшить поскольку въ свѣтѣ иныхъ наукъ и общей философіи эти вѣрованія могутъ быть признаны истинными.
...
Богъ котораго могла бы признать современная наука, долженъ быть Богомъ всеобщихъ законовъ, Богомъ, творящимъ только дѣла вселенской важности и не имѣющимъ никакого отношенія къ частному и индивидуальному. Онъ не можетъ приспособлять своихъ твореній къ удобствамъ и потребностямъ отдѣльныхъ личностей. Пузыри пѣны на гребняхъ волнъ бушующаго моря — это преходящіе эпизоды, создаваемые и разрушаемые силами воды и вѣтра. Наше человѣческое «я» подобно этимъ пузырямъ пѣны,— оно лишь эпифеноменонъ, какъ остроумно, по моему мнѣнію, назвалъ его Клиффордъ; оно не имѣетъ вѣса и значенія въ неотвратимомъ ходѣ міровыхъ событій.
...
Вопреки тому ореолу величія, которымъ окружено безличное мышленіе науки, я полагаю, что оно въ извѣстной степени поверхностно; изложу въ краткихъ словахъ, на чемъ основано эта мнѣніе. Пока мы мыслимъ въ космическихъ и общихъ терминахъ, мы имѣемъ дѣло только съ символами реальности, но какъ только мы приближаемся къ частнымъ и индивидуальнымъ явленіямъ, какъ таковым ъ,— мы касаемся у ж; е подлинныхъ реальностей въ точномъ смыслѣ этого слова. Я полагаю, что смыслъ моихъ словъ вполнѣ ясенъ.
...
Мыслимые нами объекты могутъ быть огромны — напримѣръ, космическіе промежутки времени и пространства, тогда какъ соотвѣтствующее имъ внутреннее состоите — совершенно незамѣтнымъ и скромнымъ проявленіемъ нашей душевной жизни. И тѣмъ не менѣе космическіе объекты, поскольку они даны опыту, являются лишь идеальными образами того, существованіе чего мы не можемъ внутренне познать и только внѣшне отмѣчаемъ, тогда какъ внутреннее состояніе является нашимъ реальнымъ опытомъ; реальность этого состоянія и реальность нашего опыта представляютъ нераздельное единство. Поле сознанія п л ю с ъ мыслимый или чувствуемый объектъ его, п л ю с ъ наше отношеніе къ этому объекту, плюсъ ощущеніе самого себя, какъ субъекта, которому принадлежишь это отношеніе — вотъ нашъ конкретный реальный опытъ; онъ можетъ быть очень узокъ, но онъ несомнѣнно реаленъ, пока существуешь въ сознаніи; это не пустота, не отвлеченный элементъ опыта, какимъ является «объектъ», взятый самъ по себѣ. Это подлинный фактъ, даже если допустить, что онъ малозначущъ; онъ качественно тождественъ со всякой истинной реальностью и лежитъ на линіи, связующей реальныя событія.
...
Изъ того, что наши предки такъ ошибочно понимали факты и включали эти ошибки въ свою религію, вовсе не слѣдуетъ, чтобы мы должны были отказаться отъ религіозности вообще.
...
Tags: Джемс
Subscribe

  • (no subject)

    (23) Видел я еще в эти дни тех Йэудеев, что снова взяли жен из Ашдода, Аммона и Моава. (24) А сыновья их не умеют говорить по-йэудейски –…

  • (no subject)

    וילכדו ערים בצורת ואדמה שמנה ויירשו בתים מלאים כל טוב ברות חצובים כרמים וזיתים ועץ מאכל לרב ויאכלו וישבעו וישמינו ויתעדנו בטובך הגדול

  • (no subject)

    (25) А ты, Эзра, по мудрости, данной тебе Б-гом твоим, назначь правителей и судей, чтобы судили они весь народ в Заречье – всех, знающих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments