papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Джемс Уильям Многообразие религиозного опыта

....
Изъ всего сейчасъ сказаннаго мною можно вынести впечатлѣніе умственной анархіи и сделать выводъ, что я отчаялся въ самомъ существованіи истины. Но я просилъ бы не дѣлать конечнаго вывода о моемъ методе прежде, чѣмъ я примѣню его къ явленіямъ религіозной жизни. Безъ сомненія, я не вѣрю, чтобы кто-нибудь изъ смертныхъ, а въ томъ числе и я, могъ достигнуть такого познанія абсолютной истины, которую нельзя было бы ни исправить, ни дополнить; но мое отрицаніе догматическаго идеала еще не доказываете моего извращеннаго вкуса, находящаго будто бы особое наслажденіе въ интеллектуальной неустойчивости. Я не питаю никакого пристрастія ни къ сомненіямъ, ни къ безпорядку. Я только боюсь потерять истину, остановившись на уверенности, что обладаю ею вполне. Я верю, что, непрестанно двигаясь впередъ по вѣрному пути, мы достигаемъ все большаго и большаго познанія истины. И я надеюсь, что еще до окончанія этихъ лекцій мнѣ удастся сообщить эту уверенность и моимъ слушателямъ. А пока я прошу ихъ не высказывать безповоротнаго осужденія эмпирическому методу, проповѣдникомъ котораго я являюсь. Перейдемъ къ его примѣненію въ интересующей насъ области.
....
Всякое истинно-религіозное переживаніе, подобное только что описанному, не могло не казаться въ тѣ времена отступничествомъ отъ религіи, и такой пророкъ, бѣгущій отъ людей, долженъ былъ казаться имъ безумцемъ. Если его ученіе обладало достаточной психической заразительностью, чтобы привлечь къ себѣ учениковъ, оно признавалось ересью. Въ тѣхъ же случаяхъ, когда оно оказывалось настолько сильнымъ, что торжествовало надъ преслѣдователями, оно становилось господствующей религіей. А когда религія становится господствующей, она обыкновенно утрачиваетъ свое внутреннее содержаніе, и живые источники ея изсякаютъ. Приверженцы ея начинаютъ жить традиціей и въ свою очередь побиваютъ камнями пророковъ.
....
Кромѣ того, фанатизмъ возможенъ только у людей властнаго и дѣятельнаго характера. У людей мягкихъ съ большой набожностью и слабымъ интеллектомъ мы наблюдаемъ такую растворенность ихъ личности въ любви къ Богу, что никакого интереса къ человѣческой жизни у нихъ не остается. Это состояніе, при всей своей чистотѣ, слишкомъ односторонне и узко Когда любовь къ Богу овладѣваетъ подобною личностью, он изгоняетъ изъ нея всякую человѣческую любовь, всѣ человѣческіе интересы. Для этого сладостнаго состоянія поглощенности чувствомъ къ Богу нѣтъ подходящаго термина, и я буду называть его «теопатическимъ состояніемъ».
.....
Tags: Джемс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments