papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Джемс Уильям Многообразие религиозного опыта

....
Терминъ «поле сознанія» только въ недавнее время сталъ употребляться въ психологіи. Раньше общепринятой элементарной единицей душевной жизни было «представленіе» (idea), которое считалось вполне самостоятельнымъ и ограниченнымъ отъ другихъ элементовъ. Но въ настоящее время, психологи склонны къ допущенію, что такой элементарной единицей вероятнее всего является все душевное состояніе цѣликомъ, вся волна сознанія или, иначе говоря, вся совокупность мыслимыхъ въ данный моментъ объектовъ; при чемъ необходимо иметь въ виду, что границы этой волны не могутъ быть намѣчены съ определенностью. Различныя состоянія сознанія смѣняются въ насъ, и каждое изъ нихъ имѣетъ свой наиболее яркій центръ, вокругъ котораго располагаются объекты нашей мысли по степени направленнаго на нихъ сознательнаго вниманія; послѣднія ряды теряются въ окраинномъ туманѣ сознаній, благодаря чему никогда нельзя съ точностью определить границы этого поля. Въ нѣкоторыхъ состояніяхъ поле сознанія расширяется, въ другихъ, наоборотъ, суживается. Съ расширеніемъ поля сознанія мы испытываемъ обыкновенно радостное чувство, нашъ взглядъ сразу окидываетъ множество истинъ, и до него доходитъ, обычно незримый для насъ, отдаленный отблескъ такихъ міровыхъ отношеній, которыя мы вѣрнѣе угадываемъ, чѣмъ видимъ, скорѣе предчувствуемъ, чѣмъ познаемъ. При подавленномъ настроена, болезни или усталости, поле сознанія суживается почти до размѣровъ точки, и человѣкъ чувствуетъ себя угнетеннымъ и печальнымъ.
....
Когда мы говоримъ о «поле сознанія», мы должны отмѣтить, какъ самую характерную черту послѣдняго, неопределенность его окраинныхъ областей. Содержаніе этихъ областей почти не попадаетъ въ сферу вниманія; темъ не менее оно существуетъ и оказываетъ вліяніе на нашу душевную деятельность и даже на то направленіе, какое приметъ въ ближайшій моментъ наше вниманіе. Оно является какъ бы «магнитнымъ лолем», внутри котораго, подобно стрелке компаса, вращается центръ нашей духовной энергіи, когда одна фаза сознанія сменяется въ насъ другой. Все наши воспоминанія носятся надъ этимъ полемъ, готовыя войти въ его пределы отъ малейшаго прикосновенія; точно такъ же непрерывно находится въ сфере его вліянія наше эмпирическое я, т. е. вся совокупность силъ, импульсовъ и знаній, какъ находящихся въ действіи, такъ и не принимающихъ въ данную минуту активнаго участія въ нашей внутренней жизни. Граница между темъ, что въ данную минуту актуально и что потенціально въ нашемъ сознаніи, такъ неопределенна, что всегда трудно сказать относительно какогонибудь элемента душевной жизни, сознаваемъ ли онъ или нетъ.

О безграничности границы и её внемерности.
....
Въ частности, открытіе сознанія, находящагося за пределами обычнаго «поля» сублиминальнаго сознанія, какъ называетъ его Майерсъ (Myers), проливаетъ новый свѣтъ на многія явленія религіозной жизни. Вотъ почему я не могъ не упомянуть здѣсь объ этомъ открытіи, хотя границы предоставленнаго мне времени не позволяютъ сообщить вамъ те выводы, на которыхъ основывается допущеніе сублиминальнаго сознанія. Они приведены во многихъ новѣйшихъ психологическихъ сочиненіяхъ, напримѣръ въ «Alterations of Personality» Бинэ. 
Tags: Джемс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments