papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Куно Фишер (1821-1907) Иммануил Кант и его учение – СПб. 1906

Часть вторая. Книга третья. Критика способности суждения
Глава первая. Задача и происхождение критики способности суждения. Учение о естественной целесообразности. Теология и эстетика
I. Задача критики способности суждения
1. Пробел системы
...понятие свободы не объясняет ничего в природе, рассудочные понятия или понятия природы не обосновывают ничего в нравственном мире. Как различно по существу их значение, так различно и их происхождение. Понятия природы возникают в рассудке, понятие свободы – в разуме, рассудок являет себя законодателем через понятия природы, разум – через понятие свободы.

Законодательство рассудка теоретическое, законодательство разума практическое, теоретическое законодательство имеет силу только для познания, практическое только для воли; сфера познания – природа или совокупность объектов опыта, сфера воли – нравственный мир или моральный порядок вещей.

2. Заполнение пробела

...Законы свободы должны осуществляться в чувственном мире, следовательно, сама природа в своем интеллигибельном основании должна быть способна к согласованию с этими законами. "Должно же быть основание единства между сверхчувственным, лежащим в основе природы, и тем, что заключает в себе практически понятие свободы, и хотя понятие не достигает ни теоретически, ни практически познания этого единства, т. е. не имеет для него особой сферы, оно все же делает возможным переход от мышления по принципам одного к мышлению по принципам другого". Нравственные законы универсальны, они суть мировые законы и имеют силу для всех чувственно-разумных существ, тогда как естественные законы имеют силу только для чувственных вещей; поэтому практический разум простирается дальше, чем теоретический, и стоит не рядом с ним, а выше его; т. е. он имеет примат.

3. Телеология и способность суждения

...Если природа и свобода должны быть соединены, то это соединение возможно только через понятие естественной целесообразности; если это понятие установлено, то единственная соответствующая ему способность – это рефлектирующая способность суждения; если существует такая способность суждения, то ее трансцендентальным принципом должна быть естественная целесообразность подобно тому, как пространство и время были основными формами чувственности, категории – основными формами рассудка, идеи – основными формами разума. Это "если" имеет пока гипотетическое значение. Надо доказать, что естественная целесообразность не есть произвольно созданное или искусственно произведенное понятие, а принцип разума – понятие, без которого наш разум не может обойтись, в котором он неизбежно нуждается, хотя не для объяснения и познания, а для рефлектирующего исследования или обсуждения вещей.

Tags: Кант, Куно Фишер, Механизмы познания, О непонятном, О свободе, Понятие, Понятийные поля, Природа, Причины
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments