papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Куно Фишер (1821-1907) Иммануил Кант и его учение – СПб. 1906

Часть первая. Книга вторая. Основание критической философии
Глава вторая. Метод критики разума. Ход исследования и аргументации. Возникновение основного вопроса
III. Возникновение основного вопроса
4. Проблема метафизики
...здесь Кант не только разошелся с Юмом, он опровергнул его в самом корне. В предисловии к Пролегоменам он говорит: "Дедукция эта было самое трудное, что когда бы то ни было было предпринято для метафизики". Можно убедиться, что его Критика разума "есть совершенно новая наука, о которой никто раньше и не думал, сама голая идея которой была неизвестна, которая не могла воспользоваться ничем из всего до сих пор данного, разве только намеком, указанным сомнениями Юма. Этот последний совершенно не предугадывал этой науки; желая спасти свой корабль, он выкинул его на берег (скептицизма), где он может продолжать лежать и спать, тогда как мое дело заключается в том, чтобы вручить корабль кормчему, который, вооруженный точными принципами искусства управления кораблем, почерпнутого из знания глобуса, снабженный подробной морской картой и компасом мог верно вести корабль куда вздумается".

Глава третья. Диссертация. Отношение ее к докритическим сочинениям и к критике разума
I. Положение диссертации
1. Объяснения Канта
В последнее время распространились столь различные и друг другу противоречивые мнения о возникновении и значении диссертации Канта, что будет полезно прежде всех других выслушать на этот счет его самого.

II. Состав и содержание диссертации
1. Ход идей Канта
...Если мы сравним первое критическое сочинение с последним докритическим, то согласие их заключается в том, что пространство есть основное созерцание, a различие в том, что самостоятельная и собственная реальность пространства в одном утверждается, в другом отрицается. В этом пункте и заключается различие между догматическим и критическими способами рассмотрения, поэтому я и назвал это пропастью.

2. Пространство и время. Чувственность и рассудок
...Если пространство имеет характер созерцания и положения геометрии суть положения априорные, то пространство не может быть ничем иным, как основным созерцанием a priori, т. е. голым или чистым созерцанием разума.

3. Проблема чувственного познания
...Чувственное представление состоит из материала и формы: материал дается ощущением (sensatio), которое всецело субъективно и индивидуально, сообразно тому, как субъект в силу своей природы аффицируется впечатлением предмета, наоборот, форма не есть впечатление, не есть отпечаток или схема предмета, она сама приводит в порядок или координирует данные впечатления по необходимым, неизменным присущим разуму законам. Эти формы или законы разума суть время и пространство. Доказать это последнее и составляет главную задачу диссертации, которая в третьей части и решается так, что Критике разума не остается ничего более прибавить.

Tags: Восприятие, Время, Кант, Куно Фишер, Механика понимания, Мышление, О непонятном, Понимание, Пространство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments