Часть II. Империализм в начале XX века. Перемещение центра мирового революционного движения в Россию. Пробуждение Азии
Глава XX. Пробуждение Азии
...В мае 1911 г. правительство постановило передать государству железные дороги и железнодорожное строительство в провинциях Лянху и Гуандун (Хугуан), а через несколько дней, раскрывая антинациональный характер своих замыслов, подписало соглашение с банковским консорциумом Англии, Франции, Германии и Соединенных Штатов о передаче строительства железных дорог иностранному капиталу. Это решение наносило удар интересам китайской буржуазии, вложившей значительные капиталы в железнодорожное строительство, и вызвало большое возбуждение в буржуазно-помещичьих кругах.
...После первых же выстрелов в Учане 10 октября 1911 г. маньчжурский наместник обратился к иностранным консулам в Ханькоу с просьбой отдать приказ стоявшим на рейде иностранным военным кораблям открыть огонь по повстанцам, как это неоднократно бывало в прошлом. Однако ввиду серьезных противоречий между империалистическими державами совещание иностранных консулов не пришло к единому мнению. Позднее Англия, Япония и Германия направили в бассейн Янцзы крупные военно-морские силы и высадили в ряде портов свои войска, но не решились на открытую вооруженную интервенцию.
...Ко времени победоносного восстания в Учане Сунь Ят-сен находился в очередной поездке по заграничным отделениям Тунмынхуэя. Телеграмма с сообщением о восстании и просьбой немедленно выехать на родину застала его в Соединенных Штатах Америки. Сунь Ят-сен, однако, решил предварительно посетить Англию, Бельгию и Францию, чтобы выяснить позицию держав и добиться финансовой помощи революционному Китаю.
...12 февраля 1912 г. в Пекине был опубликован указ об отречении малолетнего маньчжурского императора и всей маньчжурской династии от престола, а 14 февраля Сунь Ят-сен отказался от поста президента и в целях объединения страны предложил передать президентский пост Юань Ши-каю. Это решение Сунь Ят-сена было вызвано давлением сторонников компромисса с Севером и его собственным желанием избежать внутренней войны. Существенное значение имело и то, что после освобождения большинства провинций от власти маньчжурского правительства многочисленные антиманьчжурские буржуазно-помещичьи организации и группировки, до этого входившие в Тунмынхуэй, отошли от него; образовалось множество мелких партий и политических организаций.
Избранный временным президентом Китайской Республики Юань Ши-кай 5 апреля 1912 г. добился перевода правительства из Нанкина в Пекин.
...В Тунмынхуэе взяли верх либералы. Они потребовали от Сунь Ят-сена роспуска Тунмынхуэя и объединения с умеренными буржуазно-помещичьими партиями. 25 августа 1912 г. Сунь Ят-сен организовал новую политическую партию — Гоминьдан («Национальная партия»). Программа ее была значительным шагом назад по сравнению с революционно-демократической программой Тунмынхуэя.
В апреле 1913 г. открылся китайский парламент. Члены Гоминьдана получили в нем большинство мест.
...Правительство Юань Ши-кая в апреле 1913 г. было признано Соединенными Штатами Америки, а затем и другими империалистическими державами; признание сопровождалось предоставлением Юань Ши-каю крупного займа международным банковским консорциумом.
...Видя в образованных индийцах и в первую очередь в учащейся молодежи основной источник «крамолы», вице-король лорд Керзон провел в 1904 г. так называемую реформу университетов: плата за обучение была увеличена, учебные заведения поставлены под жесткий контроль колониальных властей. Был еще более, чем прежде, затруднен доступ индийцев на государственную службу. Сокращалось число выборных членов — индийцев в муниципалитетах крупнейших городов. Усилились гонения на национальную печать и полицейские преследования национальных организаций. Резко возросла численность полиции.
Крупнейшим актом империалистического произвола явился произведенный осенью 1905 г. раздел Бенгалии на две провинции: собственно Бенгалию и Восточную Бенгалию, в которую включили и Ассам. Это был прямой удар по национально-освободительному движению бенгальского народа; колониальная администрация пыталась разжечь среди бенгальцев религиозную вражду, натравить мусульман на индусов.
...Вскоре после раскола Национального Конгресса Тилак был арестован. В июле 1908 г. он предстал перед верховным судом в Бомбее по обвинению «в попытках разжигания ненависти и неуважения к властям, недовольства против правительства и в поддержании чувства враждебности среди различных классов и подданных его величества». Соответствующий подбор присяжных (два индийца и семь англичан) обеспечил осуждение индийского демократа на шесть лет каторжной тюрьмы.
...В 1912 г. на Яве возникла так называемая индийская партия, основанная Дауесом Деккером и группой «индоевропейцев», связанных с голландскими социал-демократами. «Индоевропейцы» (происходившие от смешанных браков) занимали своеобразное положение в Индонезии. Большинство их имело возможность получить образование в школах, где преподавание велось на голландском языке, из них формировались кадры низших служащих иностранных предприятий и контор. Но, находясь в несколько более привилегированном положении, нежели индонезийцы, они не были уравнены в правах с голландцами и на каждом шагу испытывали унижения со стороны «чистокровных» европейцев.
«Индийская партия» впервые поставила, хотя и в очень осторожной форме, вопрос о независимости Индонезии. В программе партии выдвигалась задача пробуждения патриотизма всех индонезийцев «по отношению к стране, которая их кормит», и содержался призыв к «совместным действиям на равных правах, чтобы привести свою родину к процветанию и подготовить ее к независимости».
Колониальные власти запретили партию, арестовали и выслали ее организаторов. Как отмечал В. И. Ленин, «голландское правительство недавно распустило «индийскую партию» за то, что в уставе и программе ее говорилось о стремлении к независимости. Голландские «держиморды» (кстати сказать, одобряемые и клерикалами и либералами: сгнил европейский либерализм!) увидели в этом преступное стремление отделиться от Голландии!».
Глава XXI. Освободительная борьба народов Латинской Америки. Мексиканская революция
...Население Южной Америки, в особенности Аргентины, Уругвая, Парагвая, Чили и юга Бразилии, заметно возросло за счет европейских иммигрантов. Задавленных нуждой крестьян, городскую бедноту и рабочих — итальянцев, испанцев, немцев, русских, евреев — привлекало наличие здесь свободных земель, с которыми они связывали свои надежды на лучшую жизнь. В Аргентину за период с 1896 по 1913 г. прибыло около 3 млн. человек. В Бразилию с 70-х годов XIX в. до 1917 г. иммигрировало свыше 2,5 млн. человек, из которых более половины составляли итальянцы. Пришельцы из Европы (властями поощрялась лишь европейская иммиграция; допуск эмигрантов из стран Азии запрещался или строго ограничивался) смешивались с местным, весьма пестрым в этническом отношении населением.
...В Аргентине (по данным 1914 г.) 100 тыс. мелких собственников владели 964 тыс. га земли, в то время как 2 тыс. крупных помещиков, размеры владений которых составляли от 10 тыс. до 300 тыс. га, сосредоточили в своих руках свыше 54 млн. га земли. Всего в Аргентине было немногим более 300 тыс. собственников и арендаторов, а безземельных крестьян и сельскохозяйственных рабочих — свыше 1 млн.
...Согласно законодательству стран Латинской Америки, неграмотные, а также солдаты и женщины не имели права голоса.