papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Лев Семенович Выготский (1896-1934) Записные книжки (2018)

Избранное
Под общ. ред. Екатерины Завершневой и Рене ван дер Веера.

Гл. 3. Книга фрагментов (1916-1917)
О чести
...То же в литературе русской: Гоголь с его гуманизмом, жид - не человек («Мертвые души»), «Тарас Бульба» - погром*. Он [Янкель] действительно смешон, жалкие <рожи>, смешные ноги - похож на цыпленка, если жид - не человек (напрасно возмущается Жаботинский!**).

*Выготский упоминает сцену погрома из повести Гоголя «Тарас Бульба» (1842; гл. 4), когда казаки топили евреев в Днепре: «Жидов расхватали по рукам и начали швырять в волны. Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись, видя, как жидовские ноги в башмаках и чулках болтались на воздухе».

**Жаботинский, Зеэв (наст, имя Жаботинский, Вольф Евнович; 1880-1940) - российский писатель, поэт, публицист и переводчик еврейского происхождения, лидер правого сионизма, эмигрировавший в Палестину, один из создателей Еврейского легиона. В статье «Русская ласка» Жаботинский писал о сцене погрома из «Тараса Бульбы»: «Ничего подобного по жестокости не знает ни одна из больших литератур. Это даже нельзя назвать ненавистью, или сочувствием казацкой расправе над жидами: это хуже, это какое-то беззаботное, ясное веселье, не омраченное даже полумыслью о том, что смешные дрыгающие в воздухе ноги - ноги живых людей, какое-то изумительно цельное, неразложимое презрение к низшей расе, не снисходящее до вражды» (Жаботинский, 1913).

О политиках. Contradictio in adjecto
Вас никогда не удивляло, что так много евреев-политиков в европейской стихии? Биконсфильд, Винавер, Лассаль, да любой еврей в синагоге между минхе и майрив - прекрасный политик на европейский масштаб, а сама еврейская политика так бездарна! Это говорит иногда и о том, что еврейская политика неосуществима, что евреем-политиком можно быть, но еврейской политики нет и быть не может. Или вы ставите это в связь с тем, что много евреев-мыслителей, художников, ученых, музыкантов, писателей в Европе, а еврейской философии, литературы, искусства нет? Я даже готов допустить, что и еврейская философия, и литература, и музыка, как и еврейская политика, неосуществимы. Что это звучит как «сухая вода», «круглый квадрат», contradictio in adjecto. Но сейчас мы говорим о еврейской политике. Еврей - объект политики, но не субъект. Смысл еврейской истории - это атрофия политики.

...«История евреев была не историей того, что евреи делали, а историей того, что с ними делали» (Heman). Политика должна стать нашей религией? Эти слова Фейербаха вы усвоили. Маркс: довольно философы перерасковывали мир, пора взяться за его переустройство. Ваша политика - переустроить еврейство, сообщить ему «суррогат государственности», политически организовать его волю. Вы хотите осуществить полититическое еврейство? Но сами вы устами поэта говорите о пыли, прахе еврейства. Его бессилие и безволие - это вся его история. «Без меча своей власти». Безвластность. Еврейская политика: «а вы стойте и смотрите»... (Библия). Нет точки опоры в еврействе для политики. Еврейство так далеко от того, чем живет мир, и мир так далек от еврейства. Но вы хотите преодолеть еврейство, чтобы сделать его политическим. Вам так дорого adjectum, что вы пожертвуете еврейством. Но знайте, что политическое еврейство тогда перестанет быть contradictio in adjecto, когда перестанет быть еврейством. <...>

Tags: Выготский, Гоголь, Евреи, Политика, Фейербах
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments