papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Поль Мишель Фуко (1926—1984) История безумия в классическую эпоху (1972)

Часть первая
Глава вторая. Великое заточение

...Незадолго до акта 1662 г. 52 сэр Мэтью Хейл написал « Discourse touching Provision for the Poor», в которой довольно точно определен этот новый тип восприятия нищеты и ее значения: помогать ее искоренению есть «-для нас, англичан, задача в высшей степени необходимая и наш первейший христианский долг»; обязанность эта должна быть возложена на судейских чиновников; они поделят каждое графство на части, объединят соседние приходы и организуют дома для принудительного труда. Тогда никто не станет просить подаяния, «и не найдется человека столь ничтожного и общественной пагyбы жаждущего, чтобы подавать нищим милостыню и поощрять их».

С этого момента нищета выпадает из диалектики унижения и славы; отныне ее место - в пределах соотношения порядка и беспорядка, внyтри категории виновности. Уже со времен Лютера и Кальвина она несла на себе печать вечного проклятия и кары; Teперь же, в мире государственного милосердия, она превратится в попустительство человека к самому себе, в прегрешение, нарушающее размеренный ход государственного механизма. Из сферы религиозного опыта, ее освящавшего, она соскальзывает в область моральных категорий, где подлежит осуждению. В конечной точке этой эволюции и возникают крупные изоляторы и смирительные дома - безусловно, как результат обмирщения милосердия, но и, подспудно, как нравственное возмездие нищете. ...господу Богу».

Heсколько лет спустя уже вся церковь высказывает одобрение Людовику XIV, предписавшему ввести Великое Заточение во всем королевстве. Сам по себе этот факт означает, что нищие перестали быть ниспосланной христианину самим Богом возможностью проявить милосердие и спасти свою душу; отныне всякий католик видит в них, подобно архиепископу Турскому, «отребье и отбросы государства, не так по причине телесного их убожества, каковое должно вызывать сострадание, как по причине убожества духовного, каковое внушает ужас.

Церковь сделала свой выбор и тем самым разделила христианский мир нищеты, который в Средние века был всецело священным - на две половины. Отныне в нем будет, с одной стороны, область добра, т. е. бедности покорной, согласной с предложенным ей порядком, а с другой - область зла, иными словами, бедности непокорной, норовящей от этого порядка уклониться.
Первая принимает изоляцию и обретает в ней покой; вторая же oтвергает ее, а значит, как раз ее и заслуживает.

К тому времени, как Генрих IV предпринял осаду Парижа, в городе с менее чем стотысячным населением насчитывалось более 30 000 нищих.
В начале XVII в. намечается экономический подъем; власти решают силой разогнать безработных, не сумевших снова занять свое место в обществе; согласно приговору парламента, датированному 1606 г., парижские нищие подлежат публичной порке на площади; затем им выжигают клеймо на плече, обривают гoлову и изгоняют из города; чтобы они не вернулись назад, opдoнанс 1607 г. предписывает размещать у городских ворот отряды лучников, чтобы они не пускали в город голытьбу.

Tags: Европа, Кальвин, Мишель Фуко, Социальное, Управление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments