papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Куно Фишер (1821-1907) Гегель, его жизнь, сочинения и учение. – СПб. 1903.

Книга вторая. Учение Гегеля
Глава восемнадцатая. Учение о сущности.
В. Явление
II. Явление и закон
...Закон есть единство в явлении, он находится не по ту сторону явления, а непосредственно присутствует в явлении и составляет его существенное содержание. Всякий закон имеет свое определенное содержание, которым он отличается от других законов: поэтому существует много законов, как есть много явлений; существует царство законов соответственно царству явлений. "Царство законов есть покоящееся отражение существующего или являющегося мира". Оба царства имеют одинаковое существенное содержание, но явление заключает в себе нечто большее, именно несущественное содержание своего непосредственного бытия. "Явление есть множество ближайших определений, которые принадлежат этому или конкретному и не содержатся в законе, а определены иным".

...Так как обе эти стороны необходимо различать и в то же время соотносить, то они составляют отношение, и притом, так как речь идет о сущности вещей, "существенное отношение", формы которого уже указывают на способ, как следует соединить сущность и явление; таким образом эти формы служат завершением категорий явления и образуют переход к категориям действительности, которая составляет единство сущности и явления.

III. Существенное отношение

1. Отношение целого и частей

...Согласно одному из пониманий целое предшествует частям, согласно другому части предшествуют целому. В первом случае части считаются происходящими из целого, а во втором целое из частей. Применяя отношение целого и частей к государству и личностям, можно было бы эту антиномию хорошо пояснить древним и новым учением о государстве. Если государство есть отечество, то лица, составляющие его, рождаются в нем и из него: государство есть целое, предшествующее частям, как это учили Платон и Аристотель. Если государство есть учреждение, вызванное необходимостью, учреждение, служащее для обеспечения личности, то индивидуумы предшествуют ему и создают государство путем договора. В первом случае мы встречаемся с органическою, а во втором с механическою идеей государства. Целое, расчленяющее себя само, есть нечто большее и высшее, чем целое, имеющее части или разделенное; поэтому отношение целого и частей еще слишком низко и неразвито, чтобы охватить понятие жизни.

Tags: Гегель, Государство, Куно Фишер, Определения, Организация, Понятийные поля, Понятия, Эволюция систем
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments