papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Куно Фишер (1821-1907) Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение. – Спб.: Из-е Д. Е. Жуковского. 1905.

Книга вторая. Учение Шеллинга
Отдел четвертый. Философия религии
Глава сорок третья. Философия мифологии
II. Философское введение, или отрицательная философия
1. Рациональная философия до Шеллинга
...Кант учил, что мир наших представлений, наш чувственный мир вполне феноменален или идеален, т. е. представляет собою являющийся мир, возникающий из наших впечатлений и строя нашего разума: поэтому он не противостоит нам, как нечто вполне устойчивое и непреодолимое, существует возможность освободиться от него. В этом имеющем существенное значение пункте учение Канта более, чем какая бы то ни было другая система, согласуется с основною идеей христианской религии.

"С древних времен философский дух не сделал ни одного приобретения, которое можно было бы сравнить с этим завоеванием идеализма, как его впервые установил Кант".

2. Учение о потенциях

...Здесь возвращается опять установленное в философии Шеллинга положение: первичное бытие есть хотение, хотение есть не только начало, но и содержание первого, возникающего бытия. Это положение хорошо известно нам, мы встретили его уже в обосновании учения Шеллинга, и оно не только напомнило нам об основных идеях Шопенгауэра, но и показало нам, что его учение в этом отношении не имеет оригинального характера.

...Таким образом мы говорим совершенно в духе Аристотеля, "что полководец есть душа войска, – так как без него войско было бы чем-то чисто материальным, безымянною и лишенною мысли толпою, которая лишь благодаря ему становится чем-то, именно войском".

..."Таким образом вместе с этим четвертым принципом сами собою даны оба царства природы, одушевленное и неодушевленное, вместе с этими четырьмя принципами вообще дан весь мир идей". "Во всей этой последовательности вещей природа каждой идеи состоит в том, что она имеет свое осуществление в ближайшей высшей идее и заключает в себе в качестве простой возможности то, что в высшей идее находится, как действительность; таким образом объясняется также противоположное утверждение Аристотеля, что предыдущее заключается во всем последующем, как возможность. Во всем восходящем ряду следствий каждый член признает себя существующим не ради себя самого, так как отменяет себя, т. е. свое самостоятельное бытие в чем-либо высшем".

Tags: Аристотель, Кант, Куно Фишер, Мышление, Понятийные поля, Шеллинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments