papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Куно Фишер (1821-1907) Шеллинг, его жизнь, сочинения и учение. – Спб.: Из-е Д. Е. Жуковского. 1905.

Книга вторая. Учение Шеллинга
Отдел первый. От теории знания к философии природы. (1794–1797)
Глава пятая. Переход к философии природы
I. Природа, как развитие духа
...Дух есть самосозерцание, самоформирование, самосозидание; он есть сам для себя объект, сам для себя цель. Поэтому бессознательный дух есть бессознательно осуществляющаяся цель, т. е. жизнь или организация. Соответственно этому всю природу нужно рассматривать, как прогрессирующую организацию, высшая цель которой есть свобода.

"В постоянном и неуклонном движении природы в сторону развития организация совершенно ясно обнаруживается мощное стремление, которое, как бы борясь с грубою материей, то побеждает ее, то бывает подавлено ею, прорывается то в более свободной, то в более ограниченных формах. Это всеобщий дух природы, который постепенно вырабатывает для своих целей грубую материю. Начиная с мхов, в которых едва лишь видны следы организации, и вплоть до благородных образов, как бы сбросивших с себя оковы материи, господствует одно и то же стремление осуществлять до бесконечности один и тот же идеал целесообразности и выражать один и тот же первообраз, чистую форму нашего духа. Организация немыслима без творческой силы. Хотел бы я знать, каким образом проникла бы такая сила в материю, если бы она была вещью в себе. Здесь нет более поводов для нас быть робкими в своих утверждениях. В том, что ежедневно совершается перед нашими глазами, не может быть никаких сомнений. В вещах вне нас есть творческая сила. Но такая сила может быть лишь силою духа. Следовательно, эти вещи не могут быть вещами в себе, они не могут быть действительными через самих себя, они могут быть только творениями, только продуктами духа. Последовательный ряд организаций и переход от неживой к живой природе ясно обнаруживает творческую силу, которая лишь постепенно развивается до полной свободы".

II. Воля, как первичная сила

...Природа есть необходимый продукт духа и потому объект, созерцаемый прежде всего духом, объект, реальность которого непосредственно очевидна сознанию.

...Знание зависит от воли, но не наоборот. Хотение само ничем не обусловлено и превосходит всякое знание. "Это единственный непонятный, неразрешимый, по своей природе вовсе не подлежащий основанию и вовсе не доказуемый, но именно поэтому самый непосредственный и самый очевидный элемент в нашем сознании".

...Без воли нет самосознания. Поэтому Шеллинг называет волю "высшим условием, источником самосознания". "Источник самосознания есть воля. В абсолютном хотении дух воспринимает самого себя или приходит к интеллектуальному созерцанию самого себя".

Отдел второй. Философия природы (1797–1807)

Глава шестая. Возникновение философии природы. Критическая точка зрения

...К чему стремится вообще, говорят многие, философия природы рядом с естествознанием? Существует только один род настоящей физики, именно физика, основанная на методическом наблюдении и эксперименте над явлениями природы. Какую же роль может играть рядом с нею этот двойник, эта философия природы? Одно из двух, или философия природы согласуется с взглядами физики, и тогда она не нужна, или же она не согласуется с ними и сплетает всевозможные измышления, но тогда она от лукавого. Подобным же образом судил халиф об Александрийской библиотеке, сравнивая ее с Кораном.

...Основной вопрос всякой эмпирической науки таков: как возможны вещи? Предметом философии служит факт самой эмпирической науки, и ее основной вопрос таков: как возможно знание вещей, как возможны математика, физика, опыт? Точкою зрения опыта предполагается то, что исследуется философией: возможность опыта. Эмпирическая точка зрения относится к условиям всякого знания догматически, а философия – критически.
Условия знания суть также условия всякой познаваемости, всех познаваемых объектов, всех явлений, иными словами это – условия мира.

...Впервые критическая философия поставила вопрос о знании на правильное место, т. е. впереди всех других вопросов, чтобы счет не был составлен без хозяина, и чтобы природа вещей не была определена без внимания к факту представимости и познаваемости; критическая философия показала, что знание не существует, а возникает, что наши представления о мире или созерцание мира есть необходимый продукт разума, заложенный или организованный природою в человеке. Исследовать организующую природу, т. е. развитие природы до той ступени, когда возникает знание, это значит проследить вопрос о возникновении знания еще дальше, чем Кант, и проникнуть в лабиринт природы по нити Ариадны, вложенной Кантом в руки философии.

Tags: Кант, Куно Фишер, О непонятном, О процессах, Причины, Система и элемент, Шеллинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments