Перевод с арабского, вводная статья и комментарии А. В. Смирнова. 2014
Мекканские откровения (избранное)
Введение
Об учении избранных из народа Божьего, полученном путем умозрения и откровения [Тезисы]
Из комментариев
...Если мы хотим найти в концепции Ибн ‘Араби указание на такую устойчивость и законосообразность, мы без труда обнаружим ее в его понимании тасарруф — «распоряжения» миром, которое доступно Совершенному человеку. Оказывается, что полное овладение миропорядком, характеризующее Совершенного человека (такой человек «осуществляет» в себе все, что мыслится в Третьей вещи — всю процессуальность, связывающую Истинного и Творение), оборачивается его полным бессилием в смысле невозможности волюнтаристского изменения происходящего, вмешательства в закономерный ход вещей. Ибн ‘Араби совершенно определенно и не один раз высказывает эту позицию, так что становится ясно, что закономерность абсолютна в том смысле, что не допускает никакого вмешательства извне, причем это «не допускает» имеет столь же абсолютное обоснование: тот, кто мог бы вмешаться, т. е.
Совершенный человек, и есть сама эта закономерность, поскольку возможность вмешиваться в ход событий он получает именно тогда, когда ее утрачивает, становясь самим этим ходом событий.
... Поскольку действие (фи‘л) предполагает две стороны: волю (ирада) и могущество (кудра), благодаря «встрече» которых оно и происходит, — то истинным действователем может быть только существо, обладающее могуществом и одновременно способное к целеполаганию, а значит, разумное (поскольку воля понималась ими как свободный альтернативный выбор).