papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Ибн Араби (1165—1240) Избранное. Т. 2 (2014)

Перевод с арабского, вводная статья и комментарии А. В. Смирнова. 2014
Мекканские откровения (избранное)
Введение
Об учении избранных из народа Божьего, полученном путем умозрения и откровения [Тезисы]
Из комментариев
...Если мы хотим найти в концепции Ибн ‘Араби указание на такую устойчивость и законосообразность, мы без труда обнаружим ее в его понимании тасарруф — «распоряжения» миром, которое доступно Совершенному человеку. Оказывается, что полное овладение миропорядком, характеризующее Совершенного человека (такой человек «осуществляет» в себе все, что мыслится в Третьей вещи — всю процессуальность, связывающую Истинного и Творение), оборачивается его полным бессилием в смысле невозможности волюнтаристского изменения происходящего, вмешательства в закономерный ход вещей. Ибн ‘Араби совершенно определенно и не один раз высказывает эту позицию, так что становится ясно, что закономерность абсолютна в том смысле, что не допускает никакого вмешательства извне, причем это «не допускает» имеет столь же абсолютное обоснование: тот, кто мог бы вмешаться, т. е.

Совершенный человек, и есть сама эта закономерность, поскольку возможность вмешиваться в ход событий он получает именно тогда, когда ее утрачивает, становясь самим этим ходом событий.

... Поскольку действие (фи‘л) предполагает две стороны: волю (ирада) и могущество (кудра), благодаря «встрече» которых оно и происходит, — то истинным действователем может быть только существо, обладающее могуществом и одновременно способное к целеполаганию, а значит, разумное (поскольку воля понималась ими как свободный альтернативный выбор).

Tags: Ибн Араби, Система и элемент, Смирнов Андрей Вадимович, Событийный гобелен
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments