papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Ибн Араби (1165—1240) Избранное. Т. 1 (2013)

Перевод с арабского, вводная статья и комментарии И. Р. Насырова

[295] После того, как это подтверждено, давайте вернемся к известному методу того рода, что в распоряжении людей, заслуживающих его. Этот метод, о котором мы напомнили тебе, — удивительный метод. А потому мы скажем, что [алХарис] ал Мухасиби упомянул, что познание сводится к знанию четырех вещей: Бога, души (нафс), земного мира (дунйа) и сатаны (шайтан). Посланник Бога, [пророк Мухаммад] (да ниспошлет Бог ему благословение и мир!) сказал, что нет иного пути к познанию Бога, кроме [как путем] познания души, ведь он сказал: «Кто познает себя, тот познает Бога (ман ‘арафа нафса ху ‘арафа рабба ху)». Он (пророк Мухаммад. — И. Н.) сказал: «Знающий лучше всех из вас о своей душе есть лучше всех вас знающий о своем Господе».

Так Он сделал тебя доводом, то есть сделал твое познание тебя самого доводом в пользу твоего познания Его: либо путем того, как Он описал тебя посредством того, чем Он описал Себя из своей Самости и качеств и сделал тебя Своим наместником (халифа), заместителем (на’иб) на Его земле; либо посредством того, что ты нуждаешься в Нем в своем существовании. Но обе эти вещи [неразрывно] вместе, это необходимо. Мы находим, что Бог говорит о знании Себя, называемом познанием (ма‘рифа): «Мы покажем им наши знамения в этих горизонтах и в них самих, так что им ясно будет, что Он истина». Истинный (ал хакк) обратил нас к горизонтам (афак), а это то, что вне нас, и [обратил нас] к нам самим, а это то, с чем мы имеем дело, как оно есть на самом деле. И если мы подступим к этим двум вещам вместе, то тогда познаем Его, и станет нам ясно, что Он Истинный.

...И тогда у тебя не останется вкрадывающегося в тебя сомнения, ибо нет ничего, кроме Бога и тебя, а то, что вне тебя, — так это мир.

...Когда он (пророк Мухаммад. — И. Н.) узнал, что [Бог] (Пречист Он!) сотворил [разные] виды созданий и преумножил пути, ведущие к знанию о Нем (так как каждый вид не выходит за пределы своего положения посредством того, что соединил Бог в нем), то посланник [Бога, пророк Мухаммад], мир ему, не обратил тебя ни к чему, кроме как к твоей душе, когда он понял, что Истинный будет твоими способностями и что тогда ты познаешь Его благодаря Ему, а не благодаря чему то иному, ибо Он могущественный, а могущественный — это недоступный. А тот, кого одолел другой, не является недоступным, а значит, он не могущественный. А потому Истинный и есть твои способности [к познанию]. Если ты познаешь Его и добьешься желаемого благодаря Ему, то познает Его и добьется желаемого благодаря Ему не кто иной, как только Он [сам]. И не исчезает в Нем качество «могущество» (‘изза). Он уже запер дверь знания о Нем [перед всеми], за исключением Себя; это необходимо. Поэтому разум очищает Его [от свойств сотворенного мира] и отрицает [какое либо] соответствие [Его с чем либо] во всех отношениях. Приходит Истинный и подтверждает его (разума. — И. Н.) правоту в этом [словами]: «Нет ничего, подобного Ему». Он (Бог, Истинный. — И. Н.) говорит нам, что разум говорит правду, ибо Он «дал» то, что есть в его (разума. — И. Н.) способности, не знает он (разум. — И. Н.) ничего, кроме этого.

Tags: Ибн Араби, О познании
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments