papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Ибн Араби (1165—1240) Избранное. Т. 1 (2013)

И. Р. Насыров. Жизнь и учение Ибн ‘Араби
...Другой пункт принципиального расхождения между учением об а‘йан и теистическим тезисом о зависимости вещей от извечного божественного знания заключается в том, что а‘йан, будучи объектами божественного знания, первичны по отношению к этому знанию, так как они детерминируют его: «Знание — соотнесенность, принадлежащая познаваемому, познаваемое же — ты сам и твои состояния».

Утверждение о том, что а‘йан детерминируют знание Бога, фактически ведет к признанию, что за Богом сохраняется лишь функция повеления «Будь!» (кун), так как вещь обладает способностью для реализации в чувственно конкретном мире в первую очередь благодаря своему двойнику (‘айн), а потому она в своем осуществлении обязана лишь самой себе.

...Для указанных мутазилитов неделимый атом времени (заман, или вакт) — это переход между двумя событиями (возникновение-уничтожение акциденций вещей). Для Ибн ‘Араби в атоме времени (заман фард) происходит возникновение уничтожение не только акциденций, но и всего мира. В каждый момент времени мир подвергается гибели возникновению. Мир гибнет, «уходя» в Бога, чтобы вновь явиться, обретая существование. Эти два события порождают атом времени, взаимопереход вечности и времени. Время (вакт) не противопоставляется вечности, а становится способом ее существования.

...Другими словами, тут имеет место онтологическое фундирование противоположностей, что устанавливает между ними отношение соответствия и перехода друг в друга. Это не означает, что множественный мир соответствует божественному миру в буквальном смысле. Бог есть творец мира, а мир есть зависящее от творца творение. Соответствие между ними означает лишь то, что множественный мир необходим Богу для самореализации своих скрытых потенций. Ибн ‘Араби утверждает: «Нужда самого Бога в самораскрытии и самопроявлении более остра, чем нужда того, в чем (и в ком. — И. Н.) Он проявляется, в Его проявлении».

...Эта любовь Бога проявляется в двух формах — как тоска Бога по миру и как тоска мира по Нему, и вторая форма, или тоска мира по Нему, есть тоска частей по целому, их желание вернуться к целому. Активной стороной здесь выступает Абсолют, высшее божественное начало. Иначе говоря, на самом деле любовь людей к Богу есть опосредованная любовь Бога к себе: Он таким образом любит себя в людях, в вещах вообще. Следствие желания Бога стать «известным» и есть мир. Ибн ‘Араби пишет: «Поэтому создание (иджад) мира произошло благодаря любви. В сунне сообщается то, что подкрепляет данное [утверждение], это Его слова: “Я был скрытым сокровищем и не был известным, и Мне было любо быть узнаваемым, поэтому Я сотворил создания, познакомился с ними, и они узнали Меня”.

Эта бескорыстная любовь Бога к своим созданиям реализуется в «форме стремления божественной сущности к самоманифестации, к саморазвертыванию в бесчисленных формах конкретного бытия».

...Следовательно, в учении ИбнАраби концепция «проявления» Бога (таджаллин) в ходе конкретизации (та‘аййун) единого Бытия в бесчисленных формах множественного мира прямо связана с представлением о человеке как месте (буквально «оке» (‘айн)) «созерцания Богом Себя». Предназначение вечного процесса самоманифестации Бога состоит в обретении каждым из «избранных Им» людей (пророками и «избранниками Божьими» — авлийа’) истинного знания, а последнее сводится к осознанию человеком единства бытия и в созерцании Абсолюта в бесконечно меняющихся образах окружающего его мира.

Tags: Ибн Араби, Система и элемент
Subscribe

  • (no subject)

    (23) Видел я еще в эти дни тех Йэудеев, что снова взяли жен из Ашдода, Аммона и Моава. (24) А сыновья их не умеют говорить по-йэудейски –…

  • (no subject)

    וילכדו ערים בצורת ואדמה שמנה ויירשו בתים מלאים כל טוב ברות חצובים כרמים וזיתים ועץ מאכל לרב ויאכלו וישבעו וישמינו ויתעדנו בטובך הגדול

  • (no subject)

    (25) А ты, Эзра, по мудрости, данной тебе Б-гом твоим, назначь правителей и судей, чтобы судили они весь народ в Заречье – всех, знающих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments