papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Любарский Георгий Юрьевич (1959-) Происхождение иерархии: история таксономического ранга (2018)

Глава 3. Научная революция: создание инструментов
Мышление общих понятий
Бэкон: эмпиризм и схемы унифицированных фактов, организованных в таблицы
...В этом состоял один из аспектов того, что внес Бэкон в науку, это можно называть формализацией, но так будет потерян конкретный смысл идеи Бэкона. Бэкон создал особенный научный документ, научную статью. Он утверждал, что научное знание создается не мышлением, не опытами и наблюдениями, а литературой, специальным образом оформленными документами. Именно документы науки являются носителями знания, элементами коммуникации. Бэкон соединил знаниевый элемент («факты», «открытия») и коммуникационный (сообщение о фактах), построив организацию науки именно на основе документов (Frohmann, 2000).

Мир знаний (о естественной истории) теперь состоял не из находящихся вовне предметов («диковин» и т.п.), не из «ученых мудрецов», авторитетов — мир знаний теперь стал состоять из документов, которые позже стали называться научными статьями. Идея Бэкона состояла в том, что документация (статьи) являются зеркалом «мира фактов», и когда мы организуем иерархическую классификацию документов, мы тем самым производим работу по организации знаний. Именно документы Бэкон призывал организовывать, классифицировать, выстраивать из них систему знания — иерархическую структуру, на нижнем этаже которой находится запись в таблице наблюдений, а на высшем этаже — обобщающая статья. Научные журналы появились через полвека после смерти Бэкона, но создателем идеи специального института для публикации научных результатов был именно он. До него научные публикации рассматривались как тематические изложения взглядов автора, а идея Бэкона была в социальной организации знаний. Наука для Бэкона перестала быть результатом интеллектуальной активности, она — результат работы определенной социальной технологии. Этот взгляд Бэкона все шире распространялся в науке, развивался и со временем принял очень развитые формы; современная организация наука наследует этим идеям Бэкона.

...Идеи Бэкона были поняты как утверждение, что абсолютная истина об устройстве мира может быть открыта наукой с помощью чисто механических процедур (Urbach, 1982). Простая комбинаторика и обобщение формально представленных фактов приведет к открытию «тайны мира». Эта программа, сочетающая удивительно простые средства и грандиозные обещания, и стала тем маяком, который обнадеживал множество ученых и вел науку вперед.

Исповедь и юридизм

...Важно, что разум стал пониматься как совокупность законов и законодательных актов, как совокупность правил (правил логики; правил ведения рассуждения; правил силлогистики; правил классификации и т.п.). Каждый отдельный рассуждающий мыслился как гражданин государства разума, который не должен нарушать законы. Не «следовать мыслью за рассуждением собеседника», например, что также является рациональной стратегией, не «вести рассуждение естественным образом», не как-то иначе, а именно мыслить в согласии с ясным набором правил, как бы с совокупностью законов. И если нарушения правил не было зафиксировано, рассуждение считается рациональным.

Заметим, что это положение о равенстве перед разумом, о поиске истины равными участниками не выводится из опыта, это именно идея. Опыт говорит, что люди прежде всего разные, и даже одинаковые высказывания делаются разными людьми в разных ситуациях. Установка на равенство антиэмипирична, это очень мощная идея, которая изменяет опыт, заставляет трактовать наличные эмпирические обстоятельства иным образом, как ряды гомогенных фактов, подчиненных закону, как ряды одинаковых ученых умов, подлежащих законам разума. И, конечно, особенно подходили такому мышлению механические закономерности, где однородность демонстрируется достаточно легко.

...Исследователи этих форм культуры подчеркивают, что само сознание западного человека было сформировано практикой исповеди, в процессе многовековой социализации, включающей такую практику, выработался сознательный контроль поведения, то есть цивилизованность, произошла интериоризация, то есть появление «внутреннего человека», контролирующего поведения, выработались навыки рационального контроля за обыденным поведением, рефлексия. Это очень сильные выводы, и они в полной мере не доказаны. Однако можно видеть направление, на которое указывают подобные исследования. Обыденные интеллектуальные практики Нового времени работали, вырабатывая такой контроль поведения, самоосознанность и новый тип человека. Но нельзя с уверенностью сказать, что это была единственная и достаточная причина.

Понятия Галилея: математическое естествознание и траектория

…Галилей полагал, что содержание нашего мышления может соответствовать действительности, наши идеи — то самое, что организует природу. Те самые математические идеи, к котором может продвинуться мыслитель, и являются идеями, творящими природные движения. Даже если математической идее ничего не соответствует в чувственном опыте, она все равно верна, и сделанные на ее основе заключения с необходимостью окажутся верными. Это можно пересказать иначе: в чувственном опыте мы находим частичное проявление математических истин; то, чего не хватает природе, мы обнаруживаем у себя в уме, развивая и прослеживая математические идеи. И вот, то, что мы образовали у себя в уме, оказывается каким-то образом существующим в природе, потому что следствия этих идей снова находятся в чувственном мире. Мысль человека в какой-то форме существует и объективно, или: то, что мы имеем как свои мысли, в какой-то форме имеет и объективное существование. Галилея можно понять так, что математические идеи непосредственно присутствуют в физическом мире. Он называл это limbo-сущностями (физические точки, мгновенные скорости, круги и другие фигуры) (Дмитриев, 2006).

Tags: Бэкон, Галилей, Европа, Католичество, Любарский, Механизмы познания, Наука
Subscribe

  • (no subject)

    (23) Видел я еще в эти дни тех Йэудеев, что снова взяли жен из Ашдода, Аммона и Моава. (24) А сыновья их не умеют говорить по-йэудейски –…

  • (no subject)

    וילכדו ערים בצורת ואדמה שמנה ויירשו בתים מלאים כל טוב ברות חצובים כרמים וזיתים ועץ מאכל לרב ויאכלו וישבעו וישמינו ויתעדנו בטובך הגדול

  • (no subject)

    (25) А ты, Эзра, по мудрости, данной тебе Б-гом твоим, назначь правителей и судей, чтобы судили они весь народ в Заречье – всех, знающих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments