papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Русские просветителя (от Радищева до декабристов) в двух томах. «Мысль» 1966

Александр Степанович Лубкин (ок. 1771—1815)
Начертание логики (1807)
Логики часть первая. О действиях ума человеческого
Глава II. О суждениях и предложениях
Член третий. О различной важности суждений касательно познания вещей, об определении и разделении
§ 62. Впрочем, таковых суждений, в которых сказуемые означают постоянные принадлежности подлежащего, часто в рассуждении одной какой-либо вещи случается столько, что мы по причине множества оных и различия можем получить только смешанное о той вещи понятие (§ 37). И сие наипаче потому, что многие из таковых суждений бывают последствиями некоторых других, многие в других заключаются и с оными некоторым образом суть тождественны. Почему желающий снискать понятие о вещи какой-либо ясное и отличительное, наипаче о приобретении таковых об ней суждений должен стараться, которых бы сказуемые, вместе взятые, составляли начальное отличительное свойство той вещи, на котором бы все прочие ее свойства и принадлежности основывалися, или, иначе говоря, надлежит стараться такое об вещи составить суждение, которым бы внутреннее ее естество и свойства были означены.
§ 63. Таковое о какой-либо вещи суждение, изъясняющее естество оной и достаточно отличающее ее от всех прочих вещей, обыкновенно называется определением. <...>

§ 66. Определения бывают различны, а именно: иное определение называется словесное, которое вычисляет свойства, которыми вещь от прочих других распознается, а иное вещественное, в котором изъясняются причины и способ происхождения определяемой вещи. Само по себе явствует, что последнее имеет преимущество пред первым и более к точнейшему познанию вещи способствует. Но поелику происхождения и внутреннего положения многих вещей мы или не знаем или, яко человеки, и знать не можем, то остается в таком случае при недостатке вещественного определения довольствоваться словесным, и оным надлежащим образом пользоваться; а стремиться достигнуть того, что превышает наши силы, значило бы надмерное и излишнее любопытство.

§ 67. Притом не должно думать, чтоб мы всем предметам, нам встречающимся, могли дать определения. <...>

Tags: Логика, Лубкин, Наши люди, О мышлении, Определения, Понятийные поля, Понятия, Русский мир, Эволюции сознания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments