papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Петр Лаврович Лавров (1823-1900) Избранные произведения в II томах АН СССР (1965)

Биография-исповедь
Эта автобиографическая статья написана в 1885 г., когда представители разных партий, русских и польских, в Париже праздновали день рождении П. Л. Лаврова и предполагаемое
25-летие его литературной деятельности (последняя на самом деле началась ранее).

II. Учение
5. Практические задачи по отношению к России

...Поэтому он с радостью принял на себя обязанность социалистического пропагандизма в России, когда ему предложили редакцию «Вперед». Согласно предыдущему, он поставил задачею своим сторонникам подготовить социальную революцию в России развитием в пропагандистах социализма, знания вообще, знания России в особенности, социалистических привычек в частной жизни и пропагандою социализма в народе, пропагандою, которая, по мнению Лаврова, должна была попутно служить и оружием агитации против правительства. Вопросы централизма и федерализма, тогда столь волновавшие бакунистов и их противников, он считал второстепенными и решение их зависящим от случайной выработки среды и распределения в ней интеллигентных сил. Защитник требования уменьшить в каждую эпоху государственный элемент в обществе до возможного минимума и надеясь,

что при полном господстве социалистического строя этот минимум близко подойдет к нулю, Лавров никогда не был сторонником анархизма в настоящем, тем более в организации революционной партии. Всего полнее он высказал свои понятия о государстве и свое отношение к политическим задачам революции в России в середине 70-х годов в труде «Государственный элемент в будущем обществе» ( «Вперед», IV вып. I и единственный).

Николай Гаврилович Чернышевский и ход развития русской мысли
Речь Лаврова «Николай Гаврилович Чернышевский и ход развития русской мысли» была произнесена в Париже 29 ноября 1889 г. на собрании для «воздания чести» Чернышевскому по случаю смерти последнего 29 (17) октября 1889 г. Эта речь была напечатана в феврале — марте 1890 г. (№ 4, 5 и 6) в рабочей газете «Знамя», выходившей в Нью-Йорке на русском языке.

...Роль личности в истории народов представляет сложную задачу, пред которою мыслящий исследователь останавливается не раз в смущении. Нет ни одного мыслящего человека, который не был бы продуктом своего времени и общественной среды, в которой он развился. Но в то же время индивидуальные особенности крупных исторических личностей не раз до такой степени обусловливали ход событий, в которых эти личности участвовали, что становится почти так же трудно понять процесс общественной эволюции как процесс исключительно коллективный, не беря в соображение индивидуальностей тех, кто были его главными двигателями, как и допустить, что от личной инициативы того или другого из этих двигателей зависело все в данном фазисе изучаемой эволюции. В миллиардах переплетающихся нитей, по которым пробегают нервные токи истории, устанавливающие зависимость между последовательными поколениями, крупные исторические деятели составляют как бы узлы, где наглядно для исследователя концентрируется работа целых предшествующих периодов и откуда эта концентрированная работа с большею определенностью переходит в новую работу, распределяющуюся на периоды последующие.

О. Бехтерев о коллективном внушении и самовнушении...
...Июньские дни, новый цезаризм во Франции, реакция в Германии доказали даже близоруким, что под фиктивным единством термина «народ» скрывается грозная и непримиримая борьба классов; что во имя этой классовой борьбы «либеральная» буржуазия готова пожертвовать всеми принципами «свободы, равенства и братства»; что экономические интересы в этой борьбе классов при данной исторической среде безусловно господствуют над интересами политическими и употребляют в своих видах наличные политические формы. Великие девизы прошлого слишком часто выказались маскою для мелких расчетов. Громкие исторические личности обнаружили свою несостоятельность.

...Реалист по инстинкту, Гоголь был в сознательном процессе мысли человеком совсем узкого миросозерцания.

...Вся русская интеллигенция, которая зачитывалась «Мертвыми душами», «Записками охотника», «Бедными людьми», «Запутанным делом», «Кто виноват?» и «Антоном-горемыкою» и воспитывала в себе сознание связи литературы с жизнью, под влиянием статей Белинского противопоставляла ненавистному самодержавию политические идеалы, большею частью выработанные на Западе в той самой либеральной и революционной Европе предыдущего полувека, которая так разочаровала своих искренних сторонников и стояла пред такими грозными задачами нового рода.

...То, что стояло или пыталось стать вне западноевропейского влияния, смешивало в народничестве элементы демократических и смутно социалистических требований с маскарадным славянофильством и с романтическим поклонением формам быта, которые представляли не более как грустные переживания старого.

Tags: Гоголь, Лавров, Революция, Социальное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments