papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

ФН 13 Прогрессивные мыслители Латинской Америки (XIX – начало XX в.)

Баррето де Менезес, Тобиас (1839—1889)
Примечания и дополнения [к «Речи без пиджака»] 1879
III. Церковь и театр. Религия
...«Религиозное суеверие,— говорил далее Бакунин,— не может быть побеждено с помощью образования, с помощью ассоциаций, газет и любых других орудий пропаганды... Чтобы покончить с религией, недостаточно интеллектуальной пропаганды, нужна наряду с ней социальная революция». Какая удивительная и вместе с тем глубокая и точная мысль! В самом деле, озаряйте народ каким угодно светом, удесятеряйте количество школ и во сто крат увеличивайте число учителей, но оставьте порочную организацию общества неизменной, и вы добьетесь лишь того, что усилите у народа ощущение своей нищеты. Наука есть развитие сознания. «С повышением культуры народа,— говорит Гартман,— усиливается и его недовольство жизнью».
...

Восемь лет тому назад автор этих строк написал по аналогичному поводу следующие строки, которые он просит разрешения повторить: «Мы не понимаем, чем была бы душа, оторванная от всех невидимых нитей, на которые ее иногда подвешивают и раскачивают между небом и землей. Мы не понимаем жизнь без аромата какого-либо поэтического цветка, какой-либо мистической иллюзии, от которой несвободны самые храбрые герои чистой метафизики. Истина не единственный хлеб, которым питается разум; истина не единственная мера вещей. Когда этот парадокс проникнет в наши верования, прекратятся многие столкновения, потому что логика сумеет сдержаться и не захочет диктовать законы в чужих владениях...» (Americano, п. 6, 1870).

IV. Ошибочное мнение
Кометы не пролетают по одной и той же орбите, и нации не следуют по одному и тому же пути.
Тут подразумевается ссылка па бытующее среди нас ошибочное мнение, что история одного народа, в особенности в политической области, может служить нормой поведения для другого народа. Так, мы видим, что еще и сегодня не один культурный либо претендующий на это ум намекает то па Францию, то на Англию, то на Соединенные Штаты, поучая бразильское монархическое правительство, как ему поступать! И нередко они доходят до того, что, смешивая событие с законом, хотят декретировать свержение императора но той же причине и в такой же форме, как были свергнуты Карл X и Луи Филипп!
Сейчас нет нужды говорить о том, насколько это рассуждение убого и наивно.

...Таким образом, я в общем убежден, что мы когда-либо сможем подняться и прославиться, не воспользовавшись революционной программой той или другой страны, не надевая чужую конституционную одежду.
Александр Гумбольдт назвал английскую конституцию океаническим продуктом; мы будем счастливы, если и конституция, которая нами управляет, могла бы, пожалуй, называться продуктом сельвы. Национальная политика, соответствующая характеру народа, является единственно действенной и полезной, ибо только она тоже способна к развитию.

...Таким образом, особенно важно приложить усилия, чтобы полностью устранить из круга наших политических и социальных интуиции вредное влияние этой вульгарной страсти, которая превращает свободу в нечто идеальное, сверхчеловеческое; а отсюда до превращения ее во что-то мифологическое, в сильфа или гнома лишь один шаг. Любой идеал носит возвышенный и легко улетучивающийся характер. Одно это объясняет, почему либеральные метафразеры со своей игрой воображения, со своими кораблями, пребывающими всегда под распущенными парусами в ожидании ветра, который понесет их в страну счастья, зачастую оказывают деспотическим правительствам большую услугу, чем даже сами теоретики абсолютизма.

примечание

...Разум — богиня философии, как свобода — богиня черни (из лекции по гражданскому праву, прочитанной Тобиасом Баррето).

Tags: Баретто, О лжи, О понятиях, Свобода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments