papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Всемирная история (1955-1965) АН СССР Том 1.

Часть III Рост рабовладельческих отношений в Египте и Двуречье и возникновение других рабовладельческих государств (II тысячелетие до н. э.)
Глава XVI. Древнейшая Индия
2. Древнейшая цивилизация в долине Инда. Культура Хараппы
...В Мохенджо-Даро была обнаружена общегородская система канализации, которая является наиболее совершенной из всех известных нам канализационных систем того времени в городах древнего Востока. Она имела магистральные каналы, отстойники, стоки для отвода дождевых вод. Все эти сооружения были тщательно продуманы и отлично исполнены. При раскопках было найдено много искусно сооружённых, выложенных кирпичом колодцев, что свидетельствует о хорошо налаженном водоснабжении.

Глава XVII. Древнейший Китай (до XII в. до н. э.)

1. Разложение первобытно-общинного строя и возникновение государства Шан (Инь)

Развитие обмена

... Кочевые и полукочевые племена получали от иньцев продукты земледелия и изделия ремесла, в частности оружие. Находки на реке Абакане сосудов, а на реке Енисее — бронзового оружия, однотипных с изделиями шанских ремесленников, свидетельствуют о связях иньцев с племенами Сибири.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что по крайней мере после XIV в. до н. э. у иньцев мерилом стоимости были драгоценные раковины каури.

В развалинах иньской столицы найдено много таких раковин с гладкой, отполированной наружной стороной. Для того чтобы раковины удобнее было носить, в них просверливали отверстия и нанизывали на нить. Стоимость связок, по-видимому, была значительной. В надписях встречается упоминание о подарке царём нескольких связок, самое большее до десяти. В дальнейшем, по мере расширения обмена, количество имевшихся в обращении морских раковин стало недостаточным, добывать их было трудно. Тогда стали прибегать к замене натуральных раковин искусственными, сделанными из яшмы или костей. Раковины, став мерилом стоимости, в дальнейшем превратились в символ драгоценности, богатства. Понятия, означающие драгоценность, богатство, накопление и многие другие, близкие им по смыслу, стали обозначаться иероглифами, в которых основной составной частью являлась раковина.

2. Общественные отношения в государстве Шан (Инь)

Государственный строй

...Характерно, что в самом начертании знака «ван» (царь) выражена идея величия единоличной власти. Так, вначале соответствующий иероглиф состоял из двух элементов: «великий» и «единственный». В дальнейшем понятие «великий» в этом знаке было заменено изображением неба, что было связано с религиозным представлением о божественном происхождении царей.

...Например, в одной из гадательных надписей говорилось: «Приносится в жертву раненый раб». В другой надписи, сделанной в связи с гаданием о дожде по случаю засухи, указывается: «Сжигаем раба, чтобы на землю снизошёл дождь». О таких обрядах свидетельствуют и найденные при раскопках иньской столицы обожжённые кости людей.

Бегство рабов от хозяев было в то время, видимо, наиболее обычной формой выражения ими своего протеста против гнёта рабовладельцев. В надписях на костях, в особенности в конце времени Шан (Инь), содержатся вопросы оракулу о том убегут или не убегут рабы. Например, в царствование У Дина сделаны такие записи: «Не убегут ли рабы?», или вопрос гадателю: «Потеряю ли я рабов?». Подобные записи относятся также к периоду царствования У И и Вэнь Дина (XII в. до н. э.).

Tags: Всемирная история (1955-1965)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments