papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) ПСС Том VIII. Поэзия Ораторская проза Надписи 1732 – 1764 гг

СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ БЛАЖЕННЫЯ ПАМЯТИ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ, ГОВОРЕННОЕ АПРЕЛЯ 26 ДНЯ 1755 ГОДА
...Что в двести пятьдесят лет, от первой Пунической войны до Августа, Непоты, Сципионы, Маркеллы, Регулы, Метеллы, Катоны, Суллы произвели, то Петр зделал в краткое время своея жизни. Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека, Богу подобнаго, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великаго не обретаю.

приложения

...К 1750 г. относится следующая запись И.-Д. Шумахера: «Кое-кто из духовенства заявил, что профессоры внушают студентам опасные начала» (Пекарский, II, стр. 141). Это сильно встревожило Шумахера и Г. Н. Теплова, которые в связи с таким заявлением духовных лиц поспешили внести в «учреждение о университете и гимназии» следующий пункт: «Смотреть ему [ректору] прилежно, чтоб профессоры лекции свои порядочно имели, оные по произвольному образцу и в Канцелярии аппробованному располагали и не учили б ничего, что противно быть может православной греко-российской вере, форме правительства и добронравию» (Материалы, т. X, стр. 518, § 3; ср. т. IX наст, изд., стр. 885). В половине 50-х годов XVIII в. цензурная деятельность Синода приобрела угрожающий для естественных наук характер, что объяснялось появлением в 1755 г. нового, основанного по мысли Ломоносова, академического журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие». Синод обнаружил в журнале произведения, «многие, а инде и бесчисленные миры быти утверждающие, что и священному писанию и вере христианской крайно противно есть и многим неутвержденным душам причину к натурализму и безбожию подает» (ЦГИАЛ, ф. 797, оп. 97, № 180, Копии с всеподданнейших докладов Синода 1756—1758, л. 33—33 об.).

Не мешает добавить, что вопрос об обязательном бритье бород, весьма остро поставленный Петром I на исходе XVII в., продолжал занимать правительственные круги и в Ломоносовское время. Так, в начале 1748 г. Сенату и Синоду докладывалось, что «в Российской империи многие разных чинов люди, в противность состоявшихся указов, упрямством своим ходят в неуказном платье и носят бороды». Сенату пришлось разъяснять, что отпускать бороду не имеет права никто, «опричь священного и церковного причта и крестьян», и грозить нарушителям штрафами (ПСЗ, 9479; Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи, т. III, СПб., 1912, стр. 130—131). Что же касается ношения бород церковниками, то Синод рассматривал это не как право, а как непременную обязанность духовных лиц. В том самом 1756 г., когда появился ломоносовский «Гимн», Синод строго наказал некоего иеромонаха за то, что он, находясь в Голштинии, сбрил бороду и усы (ЦГИАЛ, ф. 796, оп. 296, № 202, Протоколы Синода, 1756 г.).

Двадцативосьмилетний, никому не известный монах-неудачник стал вдруг «знатен чином и нескуден». Гедеону посчастливилось очаровать императрицу удачно произнесенной в ее присутствии проповедью. Елизавета Петровна тотчас же назначила его придворным проповедником, и на молодого витию посыпались вещественные знаки царской милости. В Петербурге об этом было много толков, и сложилась даже прибаутка: «Гедеон нажил миллион». Бывший казанский семинарист обратился в записного придворного щеголя: обзавелся большим ассортиментом атласных и бархатных ряс, ходил в шелковых чулках и в башмаках с тысячными бриллиантовыми пряжками.

Tags: Ломоносов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments