papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Эрнст Кассирер (1874-1945) Жизнь и учение Канта (1918)

Глава четвертая Первые воздействия критической философии. «Пролегомены». Гердеровские «Идеи» и основания к философии истории человечества

...Так же как содержание жизни ребенка нельзя определять, исходя из жизни зрелого человека или старца, — оно обладает центром своего бытия и своей ценности в себе самом, это справедливо и для исторической жизни народов. <...> воплощение. В смене событий и сцен, индивидуальностей народов и их судеб, возникновения и гибели определенных исторических форм существования перед нами в конце концов оказывается целое, которое, однако, следует понимать не как отделенный от всех этих моментов результат, а как живое их воплощение.

Глава пятая Построение критической этики

...Теперь требуется только перемещение этого результата из теоретической сферы в практическую, чтобы получить основное понятие кантовской этики, понятие автономии. Автономия означает ту связь теоретического и нравственного разума, в которой нравственный разум сознает самого себя связующим. Воля подчиняется в нем только одному правилу — тому, которое она сама устанавливает и ставит перед собой как общую норму. Там, где эта форма достигается, где индивидуальное желание знает себя принадлежащим и подчиненным значимому для всех без исключения этических субъектов закону и где оно вместе с тем понимает и утверждает этот закон как «собственный», мы находимся в области проблемы этического.

Так же, как мы в области теории шли синтетически от восприятий к суждениям и комплексам суждений, от отдельных явлений — ко все большим объединениям, пока наконец не нашли в априорных основоположениях чистого рассудка исконный образ и прототип всей теоретической закономерности, на которых нам следует остановиться как на последнем правовом основании опыта без того, чтобы мы могли «вывести» эту закономерность из находящегося дальше, из вещно-трансцендентного, — это отношение значимо и здесь. Мы измеряем единичность единством, особенный психологически-действенный импульс — всеполнотой возможных определений воли вообще и определяем в силу его отношения к этой всеполноте его ценность; однако подтверждение этого масштаба как такового мы имеем только в нем самом. На вопрос, почему порядок следует предпочитать хаосу, свободное подчинение общности данного закона произволу индивидуальных желаний, критическая этика не дает нам ответа. В критике разума, как теоретического, так и практического, предпослана идея разума, идея последней и высшей связи познания и воли. Тот, кто не признает эту идею, оказывается вне сферы ее постановки проблемы — вне понятий об «истинном» и «ложном», о «добром» и «злом», которыми она располагает и которые только она может обосновать благодаря своеобразию своей методики*.

*Ср. предисловие к «Критике практического разума» (т. 4, с. 384). Самое худшее, с чем могли бы столкнуться все эти усилия, — это если бы кто-нибудь сделал неожиданное открытие, что вообще нет и не может быть априорного познания. Но этого не следует опасаться. Это было бы равносильно тому, что кто-нибудь с помощью разума хотел бы доказать, что разума нет.

Tags: Гердер, Кант, Кассирер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments