papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Иммануил Кант (22 апр 1724 - 12 фев 1804) Сочинения в 6-ти тома, том 4.

Метафизика нравов в двух частях «Die Metaphysik der Sitten» (1797)
Часть первая Метафизические начала учения о праве
Заключение
Если кто-то не может доказать, что вещь существует, то пусть он попробует доказать, что она не существует.

И если бы даже полное осуществление этой цели оставалось бы всегда лишь благим пожеланием, все же мы, без сомнения, не обманываемся, принимая максиму неустанно действовать в этом направлении, ибо эта максима — наш долг; если же мы считали бы моральный закон в нас обманом, то это вызвало бы отвратительное желание отречься от всякого разума и по своим основоположениям зачислить себя наряду с остальным животным миром в один и тот же механизм природы.

Приложение Пояснительные замечания к метафизическим началам учения о праве

1 Логическая подготовка одного нового смелого правового понятия

Понятие лично-вещного права сразу же отпадает, так как нельзя мыслить право вещи по отношению к лицу. Но спрашивается: так же ли немыслимо здесь обратное отношение, или же такое понятие, а именно понятие вещно-личного права, не только не содержит внутреннего противоречия, но и составляет необходимое понятие (данное a priori в разуме) для понятия внешнего мое и твое, [указывающее], что лица рассматриваются так же, как вещи, хотя и не во всех отношениях, однако ими обладают и во многих отношениях обращаются с ними, как с вещами.

Мужчина не может желать женщину для того, чтобы пользоваться ею как вещью, т. е. испытывать непосредственное удовольствие от чисто животного общения с ней, равно как и женщина не может отдаваться ему для этого, не отказываясь, как и мужчина в этом случае, от своей личности (плотское или скотское совокупление), т. е. не могут этого, не состоя в браке, в который в качестве взаимной отдачи себя как лица во владение другого должно заранее вступить, дабы не потерять человеческий облик (entmenschen) из-за плотского пользования друг другом.
Без этого условия плотское наслаждение в принципе (хотя и не всегда по результату) сродни каннибализму. Истребляется ли [плоть] ртом и зубами, или же женская плоть из-за беременности и возможного смертельного исхода родов, а мужская — в результате истощения от частых притязаний женщины на половую силу мужчины, различие здесь только в способе наслаждения, и одна сторона в отношении другой при таком взаимном пользовании половыми органами действительно представляет собой потребляемую вещь (res fungibilis): если бы кто-то сделал себя такой вещью посредством договора, то договор был бы противозаконным (pactum turpe).

5 Дополнение к разбору понятия права наказания

...Знатный и богатый человек, которого подвергают денежному штрафу, испытывает больше унижения от необходимости склониться перед волей нижестоящего, чем от потери денег.

Tags: Кант
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments