papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. VI Культура

Словарный раздел

Лю Шэн му (усыпальница Лю Шэна) — один из важнейших археологич. памятников кит. иск-ва эпохи Ранняя/Западная Хань (206 до н.э. — 8 н.э.), открытый в 1968 в местн. Маньчэн (пров. Хэбэй), ок. 100 км к юго-западу от Пекина.

Наиб. примечательными находками из усыпальницы признаны погребальные одеяния, сделанные из нефритовых пластин. «Нефритовый саван» Лю Шэна имеет в длину 188 см, Доу Вань — 142 см и состоит из 2160 пластин. В обоих случаях нефритовые пластины скреплены золотой проволокой и образуют конструкцию, плотно облегающую тело, голову, руки и ноги. В ней предусмотрены спец. накладки для всех отверстий тела — глаз, носа, ушей, рта, половых и «выводящих» органов. О том, что в эпоху Хань использовались нефритовые погребальные одеяния, неоднократно сообщалось в письменных источниках того времени, однако до обнаружения указанных артефактов слово «нефрит» (юй) толковалось поздними кит. комментаторами и, вслед за ними, европ. учеными как метафорич. обозначение цвета («зеленый») древних погребальных одеяний. Поэтому «нефритовые саваны» также имеют исключительное значение для исследователей дух. жизни Китая, проливая новый свет на историю его погребальной обрядности. Они, кроме того, полностью подтверждают особый статус в кит. культуре нефрита.

В наст, время обнаружено более 40 образцов ханьских «нефритовых саванов», сохранившихся целиком или во фрагментах. Самый сложный по конструкции — из 4000 пластин — был найден (1984) в усыпальнице принца крови, правившего в сер. II в. до н.э. на юго-востоке страны (совр. пров. Цзянсу). Эти находки подтвердили достоверность письменных сообщений о том, что «нефритовые саваны» исполняли также роль ранговых «одежд», имеющих определенные отличия: в зависимости от социального положения усопшего, нефритовые пластины скреплялись золотой, серебряной или медной проволокой.

Лян Сы-чэн. 20.04.1901, Токио, — 09.01.1972Пекин. Выдающийся ученый, архитектор и педагог, первый историк нац. арх-ры, старший сын Лян Ци-чао, также прославившийся как гражданин и патриот.

Вершиной поисков тех лет стало открытие 07.07.1937 буд. храма в мон. Фогуансы, построенного в 857. Этот памятник, расположенный глубоко в горах Утайшань сев. части пров. Шаньси, простоял в хорошем состоянии более тысячи лет и, как предположил Лян Сы-чэн, был старейшей деревянной постройкой, найденной в Китае, и первым обнаруженным зданием эпохи Тан.

В 1945 Лян Сы-чэн вернулся в Пекин и стал деканом архитект. фак-та ун-та Цинхуа. В 1946 по финансовым причинам прекратилась работа Общества, а он как приглашенный профессор Йельского ун-та и почетный профессор Принстонского ун-та отправился в США, взяв с собой для дальнейшей работы уцелевшие отпечатки фотографий, снятых во время экспедиций, рисунки и текст «Иллюстрированной истории китайской архитектуры». Помимо преподавания участвовал в разработке проекта здания ООН вместе с небольшой группой всемирно известных архитекторов. Из-за болезни Линь Хуй-инь в 1947 спешно вернулся домой, где попал в гущу ист. событий.
В 1948 войска Чан Кай-ши в Пекине и Тяньцзине были окружены Народно-освободительной армией и ожесточенно сопротивлялись, вследствие чего Мао Цзэ-дун отдал распоряжение об обстреле обоих городов. Узнав об этом, Лян Сы-чэн написал ему письмо с призывом не уничтожать уникальные памятники двух старинных центров культуры. Одновременно обратился к генералу чан-кайшистов Фу Цзо-и, убеждая его также не доводить дело до разрушения городов. Войска ушли без сопротивления, Пекин и Тяньцзинь не пострадали.

В годы «культурной революции» (1966-1976) когда началось повсеместное уничтожение памятников старины, Лян Сы-чэн неоднократно вставал на их защиту. Это вызвало травлю ученого и его гибель во время «культурной революции».

Мао Цзэ-дун. 26.12.1893, дер. Шаошань уезда Сянтань пров. Хунань,—09.09.1976, Пекин. Гос. и полит, деятель, Председатель КПК, основатель и руководитель КНР. Обладавший незаурядными способностями и трудолюбием, проявил себя в иск-ве каллиграфии, традиционно имевшей в Китае высокий социальный статус.

В 1964 вождь прописал новые заголовки для большинства провинциальных газет.

В 1960-е сосредоточился на почерке цаошу, к-рый, с его т.зр., более подходил для воплощения «духа революц. борьбы». Малограмотные широкие массы воспринимали не содержание текста, к-рый в скорописном исполнении могли прочесть только интеллектуалы, а энергию и скорость движения кисти вождя, выражавшей его революц. пафос, силу духа и волю к победе.

В старом Китае отсутствие хорошей каллиграфич. выучки закрывало пути к полит, карьере и могло дискредитировать даже персону императора.

Мао Цзэ-дуну удалось вписать свое имя в почетный ист. список каллиграфически одаренных правителей Китая.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments