papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. VI Культура

Словарный раздел

«Дяньшичжай хуабао» («Иллюстрированный журнал из Кабинета прикосновения к камню») — первый кит. иллюстрированный журнал. Издавался с мая 1884 до 1898 как иллюстрированное приложение к первой кит. ежедневной газете «Шэнь бао» («Шанхайская газета»), основанной в 1872 (выходила до 1949) британскими предпринимателями братьями Мейджор (Е. Major, 1841-1908; F. Major).

Жуигуань (Студия потворства желаниям) — учрежденная в 1736 по указу имп. Гао-цзуна, девиз Цянь-лун (1736-1795)одна из придворных мастерских, по существу являвшихся местом создания «цинского стиля» в кит. иск-ве.

Жэнь Жэнь-фа, Жэнь Цзы-мин, Жэнь Юань-фа, Жэнь Тин-фа, прозв. Мин- шань (Светлая гора). 1254, г. Цинлунчжэнь (пригород совр. Шанхая), — 1327. Один из крупнейших живописцев эпохи Юань (1271-1368). Происходил из старого чиновничьего клана, получил хорошее образование и в возрасте 18 лет успешно выдержал провинциальные экзамены, получив ученую степень чжун-цзюй («выдержавший провинциальный экзамен»).

«солдат не имеющий спичек является без спичек»

После воцарения в Китае монг. династии, несмотря на свое происхождение (китаец, уроженец Юга), был принят на службу, получив назначение на пост чиновника, наблюдающего за реками (душуй цзянь).

«Ин цзао фа ши» — «Методы архитектуры», 1103. Классич. труд по арх-ре и правилам стр-тельства с чертежами в приложении, сыграл важную роль в развитии кит. зодчества. Представляет исключительную науч. ценность как наиб, полный и целостный справочный материал по истории классич. кит. арх-ры, строительных работ и изготовления декоративных деталей. Автор — Ли Цзе (Мин-чжун, прибл. 1060 — 1110), уроженец Гуанчэна окр. Чжэнчжоу (совр. Синьчжэн, пров. Хэнань), архитектор, старший инспектор Цензората дворцовых зодчих эпохи Северная Сун (960—1127). В основу «Ин цзао фа ши» положена унификация строительных деталей, составленная в нач. правления этой династии.

В «Ин цзао фа ши» была впервые разработана и применена строгая система модуля доу-гун, согласно к-рой все осн. конструктивные элементы исчислялись исходя из образцовой стандартной измерительной единицы цай [1], т.е. из высоты одного доу-гун. Абсолютной величиной цай [1] являлся особый модуль, имеющий восемь размеров, каждый из к-рых избирался в зависимости от размеров строения (от его общей ширины) и от ранга сооружения. Этой системой модуля пользовались вплоть до дин. Цин (1644—1911)когда был введен новый модуль конструктивной системы доу-коу (ширина паза доу). Кроме того, в книге детально описывается способ ведения строительства крупных объектов по чертежам, что имело огромное значение для дальнейшего развития арх-ры.

Канли Няо-няо, Канли Цзы-шань, прозв. Чжэн-чжай, Шу-соу. 1295-1345. Каллиграф эпохи Юань (1271-1368). При жизни Канли, тюрок по происхождению, достиг в каллиграфии известности не меньшей, чем Чжао Мэн-фу. Современники говорили: «На юге Чжао [Мэн-фу], на севере Няо». Канли получил образование в гос. училище, а затем в Ханьлинь академии. При монг. дворе заведовал б-кой и был хранителем коллекции каллиграфии и живописи. Занимался каллиграфией с удивлявшим даже китайцев рвением. Ежедневно прописывал по три тыс. иероглифов и не останавливался даже тогда, когда его силы были на исходе.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments