papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. VI Культура

Процессуальные искусства
Культура чая

Вторым по важности компонентом чайного действа является приготовление кипятка. Лу Юй выделял несколько стадий закипания: сперва потихоньку нарастает «шум ветра в соснах», затем на поверхности появля ются мелкие пузырьки — «крабьи глаза», затем пузырьки покрупнее — «рыбьи глаза»; когда побежали «жемчужные нити», кипяток нужно снимать с огня — это самая лучшая пора для заваривания чая. Когда вода бурлит, «вздымаются волны» — эта вода уже старая, тяжелая и годится не для чая, а только для супа.

Британцы постарались максимально упростить и механизировать весь процесс от сбора листа до упаковки готового чая. В 1872 г. Эдвард Муни в своем эссе «О культивировании и изготовлении чая» писал: «К счастью для чайного производства при совершенствовании мануфактуры изготовление хорошего чая становится очень простым процессом». В итоге по производству чая Индия обогнала даже Китай (который находится теперь на втором месте), однако «триумф количества» обернулся «трагедией качества» — магазины оказались завалены дешевым, низкосортным, механически собранным и обработанным чаем. Последний удар по чайным вкусам Европы был нанесен в годы Первой мировой войны, когда началось производство чая в пакетиках.

Кулинарное и застольное искусство

По преданию, изложенному сначала б III в. до н.э. Хань Фэем в «Хань Фэй-цзы» («[Трактат] Учителя Хань Фэя», гл. 21), затем на рубеже II-I вв. до н.э. Сыма Цянем в «Ши цзи» («Исторические записки», цз. 38)их впервые изготовил из слоновой кости (сян
чжу) еще Чжоу-синь (XII/XI в. до н.э.), последний и порочный правитель дин. Шан-Инь. За это он получил отповедь от своего близкого родственника и мудрого (позднее изложившего «Хун фань») сановника Цзи-цзы, который усмотрел в них первоисточник всякой расточительности и символ гибельного разврата, что свидетельствует о высшей значимости питания и его орудий: «Сделав палочки для еды из слоновой кости, понадобится сделать бокалы из яшмы, а для того чтобы сделать такие бокалы, придется позаботиться о ценных и необыкновенных вещах из дальних мест, да к тому же привезти их оттуда. Именно с этого и начинается постепенный рост количества колесниц и лошадей, дворцов и палат, и его невозможно остановить» («Ши цзи», пер. Р.В. Вяткина). В изложении Хань Фэя из этого события Цзи-цзы сделал заключение о грядущей гибели Чжоу-синя, которая и произошла через пять лет. В «Хань Фэй-цзы» сформулирован философский вывод: «Ци-цзы, увидев палочки для еды из слоновой кости, постиг беду для Поднебесной. Поэтому говорится: видящий малое называется просветленным/мудрым (мин [5])».

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments