papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т.

т. VI Культура
Музыка, танец, театр, цирк и кино

Чжоу Цзо-жэня (см. т. 3), Лю Бань-нуна и др. В ходе дискуссии, развернувшейся на страницах журнала «Синь циннянь», возобладали призывы к его «разрушению до основания» и созданию «настоящего театра» европейского типа. Идейная борьба, практическая деятельность лидеров «движения 4 мая» вела к созданию на базе европейского опыта нового театра, свободного от мистики, элементов средневековых ритуальных действ.

Иной была деятельность Цзинъхуа туань («труппа Прогресс»), созданной незадолго до революции 1911 г. Ее лидер Жэнь Тянь-чжи ставил своей задачей «дать со сцены открытый бой темным силами общества, решительно и активно выступать с пропагандой революции».

Спад революционного движения, ужесточение цензуры и репертуарных запретов, репрессии (в 1911 г. казнен один из активистов «труппы Прогресс» Ван Чжун-шэн) сказались на «цивилизованных представлениях». Возобладала коммерция — ставились чисто развлекательные спектакли, сдобренные вставками-эпизодами с укротителями змей, шпагоглотателями и т.п.

В начале 1930-х годов была предпринята серьезная попытка использовать театр хуацзюй в качестве канала политической пропаганды. После поражения в революции 1925—1927 гг., ухода в подполье, острой заинтересованности в легальных каналах распространения своих идей, КПК создала Ишу цзюй шэ («Художественное театральное общество»), которое выступило с призывом к созданию «пролетарского театра». В его задачи входило развертывание массовой пропаганды линии КПК в рабочих кварталах, студенческих коллективах. Сочтя эту деятельность антигосударственной ,гоминьдановские власти в 1930 г. закрыли общество, произвели аресты. Но уже в начале следующего года избежавшие ареста члены Ишу цзюй шэ и прекратившего существование общества Наньго шэ создали с теми же целями Лигу левых театральных деятелей Китая (Чжунго цзои сицзюйцзя ляньмэн).

Платформу Лиги разделяли далеко не все деятели театра. Ряд драматургов — Сюн Фо-си, Ли Цзянь-у, Оуян Юй-цянь — противопоставили политической пропаганде идею главенства человеческой личности. Они видели смысл искусства не в его социальной функции и морализаторстве, а в духовном самораскрытии художника.

Среди заслуживших высокую официальную оценку первых произведений, созданных после кампании «по исправлению стиля», были пьесы «Товарищ, ты пошел не по тому пути» (авторы Яо Чжун-мин, Чэнь Бо-эр) — о необходимости для партийных и военных кадров следовать линии партии и неукоснительно проводить ее в жизнь, пьеса «Хлеб» (коллективное авторство), где прославлялся трудовой энтузиазм бойцов 8-й армии и крестьян в борьбе за выращивание богатого урожая и пресечение происков «классовых врагов», посягавших на него.

К 1966 г. в Китае насчитывалось около 3 тыс. театральных коллективов, среди которых более 2 тыс. представляли театр сицюй, 90 — театр разговорной драмы. Начавшиеся в 1964 г. резкая критика руководства СТДК, редакций театральных журналов, ликвидация в театрах художественных советов с началом «культурной революции» в 1966 г. переросли в погромы редакций, разгон театральных коллективов, в надругательства над деятелями театра. В «особо опасные преступники» были зачислены и заточены в тюрьму Тянь Хань, Ся Янь, Ян Хань-шэн, Чжоу Ян, режиссер (выпускница ГИТИС) Сунь Вэй-ши и многие др. Театр разговорной драмы и опера фактически оказались под запретом. Большую часть их работников отправили на идейное перевоспитание в деревню, горные районы, горно-рудные предприятия. Всего в разной степени от «культурной революции» пострадало 90% работников театра (около 200 тыс. человек).

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments