papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т.

т. VI Культура
Культурно-историческая специфика искусства


В эпоху Сун все пейзажные жанры достигли кульминационной полноты развития. Изменилась иерархия жанров, на первое место вышел пейзаж, сохраняющий его и по сей день. Представителям западной культуры может показаться, что китайский пейзаж выражает сентиментальное растворение человека в природе. Но для китайского интеллектуала это означало варваризацию. Пейзаж, выстроенный по нормативам фэн-шуй, демонстрировал превращение всех форм и энергий природной жизни в элементы внутренней структуры индивида. Живописец видел свою задачу в том, чтобы «довершать» (чэн [2]) своим мастерством то, что ему предоставляли Небо и Земля. «Довершать» — значит делать пригодным для потребления человеком, будь то усвоение чревом или визуальное восприятие, ибо в программе «пестования жизни» (ян шэн) первое и второе были тесно связаны между собой.

Архитектура

Согласно конфуцианскому канону «Ли цзи» («Записки о ритуале», IV-I вв. до н.э), «ритуал имеет три основы: небо и земля — основа существования, предки — основа рода, правитель-наставник — основа порядка» (пер. И.С. Лисевича). Среди функций архитектуры подразумевалось способствование сохранению традиционного ритуала, служившего гарантом гармонии и стабильности государства и критерием общественных и межличностных отношений. Мерилом «правильности» отношений «высокого и низкого» в архитектуре стал включенный в качестве раздела 6 конфуцианский канон «Чжоу ли» («Чжоуские ритуалы») упоминавшийся выше свод ремесленных положений «Као гун цзи», согласно которому цзунь [1] («высокое») соотносится с чжун [1] («центр»).

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments