papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Иммануи́л Кант (22 апр 1724 - 12 фев 1804) Сочинения в 6-ти тома, том 3.

«Критика чистого разума» создана в 1769—1781 гг. и вышла в свет в 1781 г. (Immanuel Kant, Kritik der reinen Vernunft, Riga, Hartknoch, 1781).
I. Трансцендентальное учение о началах Часть вторая. Трансцендентальная логика Трансцендентальной логики отдел второй Трансцендентальная диалектика Книга вторая. О диалектических выводах чистого разума. Второй книги трансцендентальной диалектики глава вторая

Антиномия чистого разума

Антиномии чистого разума раздел первый
Система космологических идей

Во-вторых, реальность в пространстве, т. е. материя, есть нечто обусловленное: внутренним условием его служат его части, a части его частей суть более отдаленные условия его, так что здесь имеет место регрессивный синтез, и разум требует его абсолютной целокупности, которая может быть достигнута не иначе как законченным делением, отчего реальность материи или совершенно исчезает, или превращается в нечто такое; что уже не есть материя, a именно в [нечто] простое.

….

Во втором случае существует первый [член] ряда, который в отношении к прошедшему времени называется началом мира, в отношении пространства — границей мира, в отношении частей данного в своих границах целого — простым, в отношении причин — абсолютной самодеятельностью (свободой), в отношении существования изменчивых вещей — абсолютной естественной необходимостью.

У нас есть два термина: мир и природа, совпадающие иногда друг с другом. Первый из них обозначает математическое целое всех явлений и целокупность их синтеза как в большом, так и в малом, т. е, в продвижении синтеза как путем сложения, так и путем деления. Но тот же самый мир называется природой, поскольку мы рассматриваем его как динамическое целое и имеем в виду не агрегат в пространстве или времени, чтобы осуществить его как величину, a единство в существовании явлений.

Обусловленное в существовании вообще называется случайным, a безусловное — необходимым. Безусловную необходимость явлений можно назвать естественной необходимостью.

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

Антитетика чистого разума

Если сумму догматических учений назвать тетикой, то под антитетикой я разумею не догматические утверждения противоположного, a противоречие между догматическими по виду знаниями (thesin cum antithesi), из которых ни одному нельзя отдать предпочтения перед другим. Следовательно, антитетика занимается вовсе не односторонними утверждениями, a рассматривает общие знания разума только с точки зрения противоречия их между собой и причин этого противоречия. Трансцендентальная антитетика есть исследование антиномии чистого разума, ее причин и результатов. Если мы употребляем свой разум не только для применения основоположений рассудка к предметам опыта, но и решаемся распространить эти основоположения за пределы опыта, то отсюда возникают умствующие положения, которые не могут надеяться на подтверждение опытом, но и не должны опасаться опровержения с его стороны; при этом каждое из них не только само по себе свободно от противоречий, но даже находит в природе разума условия своей необходимости; однако, к сожалению, и противоположное утверждение имеет на своей стороне столь же веские и необходимые основания.

Вопросы, естественно возникающие перед чистым разумом при такой диалектике, таковы: 1. При каких же утверждениях чистый разум неизбежно впадает в антиномию? 2. От каких причин зависит эта антиномия? 3. Может ли разум, несмотря на это противоречие, найти путь к достоверности и каким образом?

С последней частью этого мнения философов школы Лейбница я вполне согласен. Пространство есть только форма внешнего созерцания, a не действительный предмет, который можно было бы внешне созерцать; оно не коррелят явлений, a форма самих явлений.

Tags: Кант
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment