papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. V

Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование
Словарный раздел

«Гань Ши син цзин» («Звездный канон Ганя и Ши»). Древний звездный каталог, составленный, согласно традиции, на основе двух 8-томных соч.: «Син чжань» («Предсказания по звездам») астронома Гань Дэ (Гань-гун, IV в. до н.э.) из гос-ва Чу и «Тянь вэнь» («Небесные письмена») астронома Ши Шэня (IV в. до н.э.) из гос-ва Вэй. В этот каталог были внесены 800 звезд, из к-рых у 120 были отмечены в градусах их расстояния от Сев. небесного полюса.

Го-сюэ — 1. «гос./удельная школа», 2. «учение о родине / гос. ученость / нац. наука». Центральные учеб. заведения, сформировавшиеся в эпоху Зап. Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.). Входили в систему казенных школ (гуань-сюэ).

Обучение отпрысков государя-вана [1] и знатных родов начиналось с 8 лет на нач. ступени и с 15 — на высшей (здесь оно длилось ок. девяти лет); обучение же сыновей остальной знати начиналось соответственно на пять лет позже.

учение о родине...

Го-сюэ — наиболее значительная из ранних форм учеб. заведений в Китае, не ставивших задачи подготовки кадров. Просуществовали вплоть до создания централизованной империи Хань (206 до н.э.).

В ту же эпоху, Хань, от имени к-рой происходит этноним «хань» («китайский») и, соответственно, термин хань-сюэ, значимость изучения предшествующей культуры, сливавшейся с письменностью под общим обозначением вэнь («знаки, письмена, лит-pa, культура»), особенно повысилась из-за того, что при прежней династии, Цинь, были произведены радикальная реформа письменности и уничтожение канонич. книг (213 до н.э.), нарушившие культурную преемственность. Основополагающие произведения, ставшие конф. канонами, приходилось восстанавливать новыми иероглифами по памяти или отыскивать среди чудом сохранившихся старописных текстов, что в обоих случаях грозило фальсификацией. В этой ситуации специалисты по отечеств, культуре, сведенной к проблемам текстологии и историографии, разделились на две школы — «канонов в совр. знаках»({цзинь вэнь цзин) и «канонов в древних знаках» (гу вэнь цзин), к-рые боролись друг с другом.

Кит. энциклопедизм как высшая форма осмысления собств. культуры, постоянно развиваясь и совершенствуясь, до новейшего времени обладая несомненным мировым лидерством, всегда отличался тесной органической связью с каноносообразной (нумерологизированной — сяншучжи-сюэ) общенауч. систематикой, традиц. историографией и актуальной социально-полит. проблематикой. В частности, одна из крупнейших энциклопедий (лэй шу) «Цэ фу юань гуй» («Исходное/ магическое отражение (букв.: большая черепаха/ великий оракул) [августейшего] книгохранилища», 1013состоящая из более чем 9 млн. иероглифов, 1000 цз. и свыше 1100 рубрик, была создана в жанре цэ фу, подразумевающем использование офиц. (династийных) историй (чжэн ши) и ортодоксальных трактатов, по указу сунского имп. Чжэнь-цзуна (прав. 997-1022) от 27.10.1005, инспирированному тяжелейшим внешнеполит. кризисом в Срединном гос-ве, к-рое вопреки фундаментальным принципам своей идеологии с нач. 1005 обязалось платить дань «варварам» — киданьскому гос-ву Ляо. Вскоре после свержения монг. владычества и установления последней нац. дин. Мин была составлена самая большая энциклопедия «Юн-лэ да дянь» («Великий свод [периода] Юн-лэ [1403—1424]», объемом ок. 23 тыс. цз., от к-рой к наст, времени сохранились чуть более 3% текста. Крупнейшая в мире и ныне оцифрованная энциклопедически рубрицированная по «четырем разделам» (сы бу) коллекция книг (цун шу) «Сы ку цюань шу» («Полное [собрание] книг четырех хранилищ», 1781-1787)охватившая 3503 книги объемом свыше 79 тыс. цз. в 36 тыс. с лишним томов), была создана по указу знаменитого имп. Гао-цзуна (прав. 1736—1796Цянь-лун) в качестве универсального акта признания достижений кит. культуры маньчж. дин. Цин.

В XVII в. философ и ученый-энциклопедист, знакомый с зап. наукой, Фан И-чжи новаторски разделил все интеллектуальные достижения на три класса: 1) науч. «физиометрия» (чжи цэ), 2) филос. «проникновение в исходные импульсы» (тун цзи), 3) общественнополит. и морально-правовые «принципы управления» (цзай ли).

«проникновение в исходные импульсы»...

За этим явлением таилась тяжелейшая проблема полного переосмысления трехтысячелетнего духовного наследия на основе его перекодировки в совершенно иную понятийно-методологич. систему и даже перевода на др. языки. За ее решение в 10—40-е взялись ведущие интеллектуалы, пытавшиеся влить «старое вино» китаистики в «новые мехи» зап. науки и культуры (Ма И-фу, 1883-1967; Сюн Ши-ли, 1885-1968; Лян Шу-мин, 1893-1988; Фэн Ю-лань, 1895-1990; Фан Дун-мэй, 1899-1976; Хэ Линь, 1902-1992; Сюй Фу-гуань, 1903—1982; Моу Цзун-сань, 1909—1995; Тан Цзюнь-и, 1909—1978; Чжан Дун-сунь, 1886-1973; 'Ку Ши, 1891-1962; Цянь Му, 1895-1990; Гу Цзе-ган, 1893-1980; Чжан Цзюнь-май, 1887-1968; Го Мо-жо, 1892-1978; Линь Юй-тан1895-1976; Чэнь Юнь-цзе, 1901-1994, и др.).

В результате были переизданы, а также по большей части переведены на байхуа и заново прокомментированы все осн. памятники традиц. идеологии (конф. «Тринадцатиканоние» — «Ши сань цзин», 1982; даос. «Сокровищница Пути-дао» — «Дао цзан», 1996; кит. вариант буд. Трипитаки — «Да цзан цзин», 1984—1996)философии и лит-ры, выпущены практически исчерпывающие общие и спец. энциклопедии и справочники (80-томная «Большая китайская энциклопедия» — «Чжунго да байкэ цюаньшу»; 14-томный «Большой словарь китайской истории» — «Чжунго лиши да цыдянь»; «Словарь китайской культуры» — «Чжунго вэньхуа цыдянь», 1987; «Хронологический справочник по истории китайской культуры» — «Чжунго вэньхуа ши няньбяо», 1990; «Совокупный свод схолий и глосс» — «Гу сюнь хуй цзуань», 2003), полные словари кит. языка и иероглифики (12-томный «Большой словарь китайского языка» — «Ханьюй да цыдянь», 1986—1993; 8-томный «Большой словарь китайских иероглифов» — «Ханьюй да цзыдянь», 1986-1990). Это вывело китаистику на качественно новый уровень с беспрецедентно высокой обеспеченностью науч. материалами и инструментами.

В 1931-1950 Гарвард-Яньцзинский ин-т (Harvard Yenching Institute) Гарвардского ун-та издал в Пекине серию из 64 индексов (иньдэ) — самых совр. на то время справочников по кит. классической лит-ре, позднее неоднократно переиздававшихся, а с сер. 90-х по договору между Йельским ун-том и Кит. междунар. книгоиздательской корпорацией КНР под патронажем виднейших общественно-полит. деятелей обеих стран (Дж. Буша-старшего, Г. Киссинджера, Зб. Бжезинского, бывшего зам. пред. КНР Жун И-жэня, бывшего зам. пред. ПК ВСНП Хуан Хуа и др.) началась публикация сер. «Культуры и цивилизации Китая» из 70 книг на нескольких языках.

Го Шоу-цзин, Го Жо-сы. 1231, Синтай, пров. Хэбэй, — 1316. Известный астроном, математик и гидроинженер.


В 1276 Хубилай поручил Го Шоу-цзину основать спец. бюро, задачей к-рого было проведение астрономии, наблюдений для разработки нового календаря. В 1279 Го Шоу-цзин стал работать в Императорской обсерватории в Даду, директором к-рой был назначен Чжан Вэнь-цянь. Необходимость точных вычислений координат и траекторий Солнца и Луны на «небесной сфере» привела его к изучению геометрических фигур на сферической поверхности. В результате Го Шоу-цзин заложил основы кит. сферической тригонометрии, специфика к-рой заключалась в отсутствии осн. тригонометрич. функций типа синуса, косинуса и пр. Учитывая нерегулярность видимого движения Солнца, чтобы вычислить его скорость, Го Шоу-цзин использовал уравнения четвертой степени и метод, изобретенный первоначально Ли Чунь-фэном в эпоху Тан и эквивалентный совр. методу «конечных разностей». Обработка астрономич. данных была закончена в 1280. Го Шоу-цзин вычислил длину тропического года с точностью в пределах 26 секунд.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments