papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Иммануи́л Кант (22 апр 1724 - 12 фев 1804) Сочинения в 6-ти тома, том 3.

«Критика чистого разума» создана в 1769—1781 гг. и вышла в свет в 1781 г. (Immanuel Kant, Kritik der reinen Vernunft, Riga, Hartknoch, 1781).
I. Трансцендентальное учение о началах
Часть вторая. Трансцендентальная логика
Отдел первый. Трансцендентальная аналитика
Трансцендентальной аналитики
Книга вторая
Аналитика основоположений
Трансцендентального учения о способности суждения (или аналитики основоположений) Глава вторая
Система всех основоположений чистого рассудка
Системы основоположений чистого рассудка
Раздел третий
Систематическое изложение всех синтетических основоположений чистого рассудка

Опровержение идеализма
Идеализм (я имею в виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая существование предметов в пространстве вне нас или только сомнительным и недоказуемым, или ложным и невозможным. Первый есть проблематический идеализм Декарта, который объявляет несомненно достоверным лишь одно эмпирическое утверждение (assertio), a именно: я существую.
Второй есть догматический идеализм Беркли, утверждающего, что пространство вместе cо всеми вещами, которым оно присуще как неотъемлемое условие, само по себе невозможно, и потому объявляющего вещи в пространстве лишь плодом воображения.

Догматический идеализм неизбежен, если рассматривать пространство как свойство, присущее вещам самим по себе; в таком случае оно вместе со всем, чему оно служит условием, есть нелепость. Но основание для такого идеализма разрушено нами в трансцендентальной эстетике. Проблематический идеализм, ничего не утверждающий по этому вопросу, a только считающий нас неспособными доказать непосредственным опытом существование [чего-либо], кроме нашего собственного существования, разумен и сообразен основательному философскому способу мышления, которое не допускает никакого окончательного решения до того, как будет найдено достаточное доказательство. Требуемое доказательство должно, следовательно, установить, что y нас относительно внешних вещей есть также опыт, a не одно только воображение; этой цели можно достигнуть не иначе, как доказав, что даже наш внутренний несомненный для Декарта опыт возможен только при допущении внешнего опыта.

Теорема
Простое, но эмпирически определенное сознание моего собственного существования служит доказательством существования предметов в пространстве вне меня.

Доказательство
Я сознаю свое существование как определенное во времени. Всякое определение времени предполагает существование чего-то постоянного в восприятии. Но это постоянное не может находиться во мне, так как мое существование во времени может быть определено прежде всего именно этим постоянным. Следовательно, воспринять это постоянное можно только при помощи вещи вне меня, a не посредством одного лишь представления о вещи вне меня.

Tags: Кант
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments