papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. V

Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование
Общий раздел
Науки о жизни и человеке
Любовь и голод, или Эротика versus питание

В упомянутом трактате III в. до н.э. «Тянь-ся чжи дао тань» сказано, что «приносящее жизни двойное прибавление — это питание, приносящее жизни потери — это эротика». Об общепринятости данного тезиса свидетельствует его повторение в еще одном найденном в Мавандуе трактате III в. до н.э. «Ян шэн фан»: «Приносящее обретения производительной силе (чань [1]) — это питание, приносящее утраты производительной силе — это эротика». Поэтому и по прошествии более двух тысяч лет, уже в начале XX в. Сунь Ят-сен (1866—1925) в своей основополагающей «Программе строительства государства» («Цзянь го фан люэ», 1917-1919рус. пер. 1964), начинавшейся с плана «духовного строительства», на первое место выдвинул изложение проблемы питания. Доказывая, что «высокий уровень кулинарии в Китае — это показатель глубины китайской культуры», Сунь Ят-сен утверждал: «Наш Китай, который в новейшее время во многих отношениях отстает от цивилизованных стран, в области питания оставляет их далеко позади. Правда, пищевые продукты, открытые в Китае, получили широкое распространение в Европе и Америке, однако совершенство китайской кулинарии остается для них недостижимым». Согласившись с этим утверждением не только выдающегося мыслителя, но и дипломированного врача, можно признать аналогичное первенство китайцев и в области эротологии.

Подобная приоритетная коннотация «ветра» с «югом», а следовательно, и с «летом», по-видимому, основана на том, что с древнейших времен (II тыс. до н.э.) в Китае иероглиф фэн [1] использовался для обозначения четырех стран света, среди которых главным направлением считался юг (ср. с термином «ориентир», отражающим приоритетность востока), куда должны быть обращены лик императора и стрелка компаса.

Состояние опустошенности после оргазма врачи сравнивали с опьянением. Вино рассматривалось как лечебное средство, злоупотребление которым приводит к пагубным последствиям, а искусство винопития (цзю шу [1]) — как один из видов ян шэн. Считалось, что вино аккумулирует жизненную силу, отнятую у плодов, на которых оно настояно. Древний придворный ритуал стрельбы из лука предусматривал, что победитель отдает проигравшему чашу вина, жалованную ему царем-ваном [1], его стрелы ложились в цель точнее, поскольку он в большей степени наделен «благой силой» природной гармонии дэ [1], и вино должно было восполнить ее недостаток в побежденном.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments