Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование
Общий раздел
Науки о жизни и человеке
Любовь и голод, или Эротика versus питание
…
В упомянутом трактате III в. до н.э. «Тянь-ся чжи дао тань» сказано, что «приносящее жизни двойное прибавление — это питание, приносящее жизни потери — это эротика». Об общепринятости данного тезиса свидетельствует его повторение в еще одном найденном в Мавандуе трактате III в. до н.э. «Ян шэн фан»: «Приносящее обретения производительной силе (чань [1]) — это питание, приносящее утраты производительной силе — это эротика». Поэтому и по прошествии более двух тысяч лет, уже в начале XX в. Сунь Ят-сен (1866—1925) в своей основополагающей «Программе строительства государства» («Цзянь го фан люэ», 1917-1919,рус. пер. 1964), начинавшейся с плана «духовного строительства», на первое место выдвинул изложение проблемы питания. Доказывая, что «высокий уровень кулинарии в Китае — это показатель глубины китайской культуры», Сунь Ят-сен утверждал: «Наш Китай, который в новейшее время во многих отношениях отстает от цивилизованных стран, в области питания оставляет их далеко позади. Правда, пищевые продукты, открытые в Китае, получили широкое распространение в Европе и Америке, однако совершенство китайской кулинарии остается для них недостижимым». Согласившись с этим утверждением не только выдающегося мыслителя, но и дипломированного врача, можно признать аналогичное первенство китайцев и в области эротологии.
…
Подобная приоритетная коннотация «ветра» с «югом», а следовательно, и с «летом», по-видимому, основана на том, что с древнейших времен (II тыс. до н.э.) в Китае иероглиф фэн [1] использовался для обозначения четырех стран света, среди которых главным направлением считался юг (ср. с термином «ориентир», отражающим приоритетность востока), куда должны быть обращены лик императора и стрелка компаса.
…
Состояние опустошенности после оргазма врачи сравнивали с опьянением. Вино рассматривалось как лечебное средство, злоупотребление которым приводит к пагубным последствиям, а искусство винопития (цзю шу [1]) — как один из видов ян шэн. Считалось, что вино аккумулирует жизненную силу, отнятую у плодов, на которых оно настояно. Древний придворный ритуал стрельбы из лука предусматривал, что победитель отдает проигравшему чашу вина, жалованную ему царем-ваном [1], его стрелы ложились в цель точнее, поскольку он в большей степени наделен «благой силой» природной гармонии дэ [1], и вино должно было восполнить ее недостаток в побежденном.
…