papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. V

Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование
Общий раздел
Науки о жизни и человеке

Медицине «натуралистического» направления был присущ некий моральный компонент, что контрастировало с сущностью «демонической» и лекарственной медицины и сближало ее с «родовой». Вера в «демоническую» медицину подразумевает, что приверженность этическим нормам не имеет никакого отношения к здоровью.

Точно так же основная идея практической лекарственной медицины освобождает индивидуума от приверженности «неудобной» этике, подразумевая, что достаточно иметь естественные или искусственные вещества для предотвращения или лечения любой болезни. Этический компонент «натуралистической» медицины обусловливался признанием взаимосвязи всего со всем, из чего вытекала зависимость здоровья от нравственности поведения. При всех этих различиях в реальной медицинской практике древнего Китая указанные медицинские направления эклектически соединялись, и выделить какую-либо однонаправленную медицинскую школу — задача невыполнимая.

По специализации врачи делились на четыре группы: диетологи (ши и), терапевты (цзи и), травматологи (ян и) и ветеринары (шоу и [1]).

В имперский период в Китае было издано более 10 тыс. наименований медицинской литературы, из которых до нас дошло около 6 тыс. Многие из них и в наше время служат врачам-традиционалистам в качестве практических руководств.

Близкую официальной точку зрения выразил главный создатель неоконфуцианской ортодоксии Чжу Си (1130-1200)причисливший медицину к «малым наукам» (сяо сюэ), наряду с агрономией, садоводством, мантикой и т.п.: они необходимы, но мудрые ими не занимаются.

При монгольской династии Юань были предприняты попытки создать департаменты медицинского образования в каждой провинции Рисунок фигуры человека с изображенным на и уезде, раз в три года проводить аттестацию врачей, запретить практику неаттестованным лекарям, обязать врачей получать образование в официальных медицинских школах и т.п. Однако эти мероприятия носили в значительной мере формальный характер, департаменты существовали лишь номинально. Монголы больше доверяли мусульманским, нежели китайским врачам, что способствовало проникновению в Китай теорий арабской медицины, под влиянием которой, в частности, учение о шести экзогенных факторах заболеваний («шести пневмах» — лю ци) редуцировалось до концепции «четырех пневм» (сы ци) — ветер, холод, тепло и влага.

Не имея гормональной теории, но основываясь на традиционных концепциях «сродства видов/подобия родов» (тун лэй) и пяти стихий /элементов, китайские медики уже в IX в. выделяли из мочи половые гормоны и использовали их для лечения гормонально-половых расстройств. С XIII-XIV вв. с этой же целью применялись семенники животных.

Ди-синь, последний правитель династии Инь, согласно «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цянявелел вскрыть грудную клетку своему нелюбимому министру по имени Би Гань, чтобы выяснить, сколько в его сердце отверстий. Считалось, что у мудреца их должно быть семь.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments